Семейное познавательное издание
Zen
Семейный блог

Александр Невский и хан Берке: загадка смерти великого князя

"Кончина благоверного князя Александра Невского", эскиз росписи южной стены церкви во имя благоверного князя Александра Невского в Абастумани, автор – Михаил Васильевич Нестеров

Анимированный комикс «Александр Невский». Вопросы Веры и Фомы

Александр Невский и хан Берке: загадка смерти великого князя
Дмитрий Михайлович Володихин

Александр Ярославич ушёл из земной жизни осенью 1263 года в Городце, возвращаясь из Орды на Русь. Миссия его была выполнена до конца, он явился спасителем своей земли. Умирая, он мог сказать себе: «Всё, чего требовали от меня Господь Бог и долг правителя, сделано. Завершено».

Но смерть его… смерть одновременно и странная, и обычная, вызвала немало дискуссий. Среди учёных есть сторонники обоих вариантов толкования относительно ранней кончины великого князя владимирского.

Одни говорят: «Отравлен ордынцами, нет сомнения». Другие уверены: «Просто жизнь его завершилась от естественных причин». Наконец, хватает специалистов, которые выражают неготовность выбрать какую-либо версию категорически и окончательно: «Источники не дают возможности чётко ответить на этот вопрос». А ощущение загадки не пропадает.


Что ж, всмотримся в источники.

Ни в летописях древнерусских, ни в житийной повести про святого Александра Невского ни полслова не сказано о насильственном характере его смерти. Никаких соображений про яд, про жестокость и коварство ордынского хана Берке, с которым Александр Ярославич вёл последние в своей жизни переговоры.

Вот что сообщает о последних днях великого князя владимирского житийное повествование: «Великий князь Александр возвратился из Орды от царя, и дошёл до Нижнего Новгорода, и там занемог, и, прибыв в Городец, разболелся. О горе тебе, бедный человек! Как можешь описать кончину господина своего! Как не выпадут зеницы твои вместе со слезами! Как не вырвется сердце твоё с корнем! Ибо отца оставить человек может, но доброго господина нельзя оставить; если бы можно было, то в гроб бы сошёл с ним! Много потрудившись Богу, он оставил царство земное и стал монахом, ибо имел безмерное желание принять ангельский образ».

Суздальская летопись столь же лаконична: «Того же лета преставися благочестивый и христолюбивый великий князь Александр сын Ярославль, много мужество показав на ратех и за христианы с погаными Татары перемогаяся. Егда же изволением суда Божия конец житиа сего временнаго приял, постригся в аггельскый чин, и тако изволи его Бог привести к Собе от славы в славу, месяца ноября в 14 день, на память святого апостола Филиппа, и певше над ним обычныа песни, и положиша тело его в монастыри Рожества святыа Богородица, и плакашася над ним много».

Летопись новгородская сообщает самые простые, можно сказать, бытовые подробности смерти Александра Ярославича: его задержали в ставке у хана Берке, и князю пришлось зимовать «в татарех»; возвращаясь из дальней поездки по осени (то есть в холода), великий князь был «вельми не здрав», и от того «преставися».
Ничего лишнего. И, в то же время, ничего, способного дать почву для подозрений в убийстве с помощью отравы.

Вот, собственно, и всё. Существуют, конечно, более поздние источники, где приход последнего срока подан с несколько большей «пышностью». Но подробности, которые можно почерпнуть оттуда, возможно, представляют собой «авторские литературные добавки» средневековых русских книжников, постаравшихся расцветить новыми деталями столь значительное событие.

Так в чём причина сомнений? Откуда взялась версия убийства?

Прежде всего, из аналогии между судьбами сына и отца, Ярослава Всеволодовича и Александра Ярославича. Первый умер с явными признаками отравления по дороге из Орды (из Каракорума); имелись ли такие же признаки на теле Александра Ярославича, неизвестно, ни малейших сведений. Однако сама его кончина в расцвете сил – сорок два года! – и опять-таки, по дороге из Орды, вызывает некоторые подозрения.

Возможно, суть переговоров, которые вёл Александр Невский с Берке, может пролить свет на загадку кончины великого князя.

Всмотримся же в них: Александр Ярославич приехал, имея две цели: во-первых, отмолить Русь от отправки карательной дани после того, как восстание во Владимире и иных городах Руси вынесло оттуда среднеазиатских мусульман, откупщиков русской дани, разорявших народ поборами и устраивавших «поругание храмам»; во-вторых, с великого князя в Сарае требовали дружинных контингентов для отправки на юг – на театр военных действий с армиями Хулагу. Обеих поставленных задач он успешно добился. Берке счёл уместным согласиться с ним. А значит, нашёл в объяснениях Александра Невского некий государственный интерес для Орды, для себя.

Но было ли на этих переговорах что-либо, способного вызвать затаённый личный гнев хана, личную обиду – вставшую над интересами государства?

По одной из версий, весьма правдоподобной, Берке даже был заинтересован в изгнании откупщиков из русских городов. Доход от откупов шёл, возможно, не ему непосредственно, а великому хану в далекую Монголию. В этом пункте нет согласия между специалистами, поскольку нет полного понимания того, какими путями и куда шла дань с русских земель, полученная через откупа. Точно ли всё шло в Каракорум? Или всё-таки какая-то часть оставалась в Сарае? А если да, то насколько значительная часть? Вопросы эти до конца не прояснены. Но даже если весомая часть откупной дани «застревала» в Сарае, то перерезание нитей с Каракорумом означало, как минимум, то, что Сарай отныне ни с кем не делился и мог, соответственно, получить от Руси больше. Александр Ярославич мог прямо пообещать: будет дано щедрее серебра, чем прежде!
Между тем магистральный политический курс Берке был направлен на отделение от великой Монгольской империи, на создание собственного независимого государства. Отсюда можно сделать вывод: к чему мстить за откупщиков, если восстание принесло казне хана Берке прибыль сейчас и на будущее?

Но… был ли Александр Ярославич организатором восстания, нет ли, хан мог предположить именно это; а если «улусник» сумел один раз поднять восстание и победить, что помешает ему совершить то же самое во второй раз – уже против самого Берке?

Сильный, независимо, умело и властно ведущий дела подчиненный правитель одновременно полезен и опасен для хана. Берке вряд ли устраивало однозначное усиление одного из русских князей. В этом виделась излишняя, с ордынской точки зрения, самостоятельность «улуса». Достаточная ли для тайной расправы? Бог весть.

Тот же вопрос о выделении воинских контингентов против Хулагу... С одной стороны, Александр Ярославич мог заявить: «Вся моя сила обороняет Русь от немцев. Сын мой Дмитрий пошёл с полками в поход, идут тяжёлые битвы». И – вроде бы, да, откуда стране взять новые полки для южного похода, если ядро её мощи бьётся с врагом на далёкой окраине? А с другой стороны, нет ли тут лукавства: так ли уж важна окраина, да точно ли великокняжеская армия обороняется, а не нападает? Говорят, русские взяли немецкий город Юрьев, обогатились добычей. Выходит, защищаются вовсе не подданные великого князя владимирского, а немцы? Тёмная, непрозрачная для ордынского правителя история. Доверие к «улуснику» она несколько подтачивает.

В то же время, Берке, ревностный мусульманин, мог быть глубоко оскорблён тем, что его вера встретила на Руси холодный прием. И эта обида, если она действительно жгла сердце хана, то имела как раз личный характер: орда-то еще оставалась языческой, так что Берке как правителю вроде бы не на что гневаться. Другое дело – как личности, как верующему…

Знал ли подвластный ему правитель Руси об этом? Или, быть может, хотя бы догадывался?
Возможно. Нет источников, которые позволили бы твёрдо ответить на этот вопрос.

Летописи освещают антиордынское городское восстание 1262 года столь скупо, что на каждый десять вопросов, связанных с ним, исследователи имеют, дай Бог, три ответа, опирающиеся на строго определённые факты. Гораздо больше гипотез, догадок…

Объективно, действия городов и земель Александра Ярославича были на руку Берке. В свою очередь, Александр Невский не просто «получил шанс изменить ситуацию к лучшему», а обязан был, как православный государь, защищать Христову веру. А вот хан подобной обязанности не имел. Он мог выбирать: отомстить или не обратить внимания, «спустить на тормозах», как сказали бы в наше время. А мог и отомстить, как бы не обратив внимания.

Ещё одно немаловажное сообщение: ни один древний русский источник не сообщает о том, чтобы в ходе восстания горожане перебили монголов. Пострадали «бесермены», русские отступники, а вот монголов не тронули. И великий князь со своей дружиной, не участвуя (формально) в антиордынском движении, быть может, даже вежливо проводил выдворенных данщиков до границы своих владений. Т.е. формально Александр Невский не подавал повода к конфликту на национальной почве. Только на религиозной…

Так был ли великий князь владимирский убит ордынским ядом? Нет прямого и точного ответа. Почва для подобного рода «секретной операции» имелась несомненно, однако явных свидетельств на сей счёт нет.

Итак, 14 ноября 1263 года, приняв схиму, Александр Ярославич окончил земной путь в Городце.

Для великого князя владимирского он умирал не рано и не поздно. Ближайшие его преемники, вплоть до святого Михаила Тверского, жили примерно столько же; предшественники – то несколько больше, то несколько меньше, но если перебрать всех государей Владимирской Руси XIII века, то Александр Ярославич по длине прожитой жизни окажется в середине их строя. Немногие счастливцы успевали перешагнуть через порог 50-летия, большинство уходило между 40 и 50 лет, некоторые не дотягивали и до сорокалетия. Им досталось время, требовавшее от правителя жить и трудиться на износ.

Тело Александра Ярославича доставили в стольный град Владимир. Здесь его, по словам летописи, «…положиша… в монастыре у святой Богородицы Рожества; и снемшися (Сойдясь. – Д.В.) епископы и игумени с митрополитом Кириллом и со всем иерейским чином и с черноризцы и со всеми суждальцы, погребоша его честно месяца того ж в 23».

Фото: Богородице-Рождественский монастырь, г. Владимир (источник: tourister.ru)

Митрополит Кирилл сказал о кончине великого защитника Руси: «Зашло солнце земли Русской!»

Житийная повесть про Александра Ярославича рассказывает о посмертном чуде, совершённом через него Господом Богом: «Было же тогда чудо дивное и памяти достойное. Когда было положено святое тело его (Александра Ярославича. – Д.В.) в гробницу, тогда Севастьян-эконом и Кирилл-митрополит хотели разжать его руку, чтобы вложить грамоту духовную. Он же, будто живой, простер руку свою и взял грамоту из руки митрополита. И смятение охватило их, и слегка отступили они от гробницы его. Об этом возвестили всем митрополит и эконом Севастьян. Кто не удивится тому чуду, ведь тело его душа покинула и везли его из дальних краев в зимнее время! И так прославил Бог угодника своего».

А загадка смерти… что ж, она пока остаётся не разгаданной до конца, но она блекнет перед чудом великой жизни Александра Ярославича.


Дорогие слушатели! Все выпуски «Веры и Фомы» создаются при вашей поддержке. Мы будем признательны за любую посильную помощь! Для совершения единоразового или ежемесячного пожертвования нажмите кнопку ПОДДЕРЖАТЬ ПРОЕКТ и заполните форму. Благодарим от всей души!


Цикл статей Дмитрия Михайловича Володихина, посвящённых Александру Невскому:
Переславль-Залесский, родина Александра Невского
Победа над шведами на реке Неве 1240 года
Ледовое побоище 1242 года
Новгород Великий и русские князья
Великий князь Ярослав Всеволодович, отец Александра Невского
Разгром литвинов под Торопцом в 1245 году
Великое княжение Владимирское при Александре Невском
Александр Невский и хан Берке: загадка смерти великого князя
Батый – бич Божий для Руси
Самые известные храмы, связанные с именем святого Александра Невского