play_arrow

keyboard_arrow_right

skip_previous play_arrow skip_next
00:00 00:00
playlist_play chevron_left
volume_up

Мультфильмы

22 января, 2022
Мультфильмы

Аудиоверсия интервью доступна на сайте Радио ВЕРА.

Могут ли мультфильмы быть полезными для ребёнка? Об этом в программе «Материнский капитал» расскажет культуролог Анастасия Абрамова.

С. Бакалеева

— Здравствуйте, это программа «Материнский капитал» — программа о самом дорогом — о семье и детях. Мультфильмы такой лёгкий способ занять внимание ребёнка, что одни злоупотребляют им, а другие боятся и всячески ограждают своих детей, хотя бы до определённого возраста. А как на самом деле, могут ли вообще мультфильмы быть ребёнку полезны? Давайте спросим у культуролога Анастасии Абрамовой. Здравствуйте, Анастасия!

А. Абрамова

— Здравствуйте!

С. Бакалеева

— Я знаю, что Вы ведёте курс, который так и называется «Смотрим мультфильмы» для родителей.

А. Абрамова

— Да, смотрим исключительно со взрослыми детские мультики.

С. Бакалеева

— Так, как Вы как специалист считаете, они могут быть полезными?

А. Абрамова

— Вы знаете, я думаю, что поскольку в культуре всё очень неоднородное бывает, да, то есть бывают плохие мультики, такие, сделанные на потребу взрослого, например, развлечения, а бывают замечательные мультики, сделанные с большой долей художественного таланта их создателей и адресованные такие действительно полноценные создания и взрослым и детям, и маленьким детям, и бабушкам, и дедушкам. Вот, это то, что мы называем золотой фонд мультипликации. Вот такой золотой фонд надо искать везде, не только в мультипликации, ну собственно родители этим занимаются. И в литературе они этот золотой фонд собирают, ищут, и в театре, и в музыкальном искусстве, это наше такое родительское дело золотые фонды собирать и стараться их презентовать нашим детям.

С. Бакалеева

— Но, чтобы этот фонд собрать, нужно знать критерии вероятно по каким отбирать. Ну, скажем, например, эстетика, в которой нарисован… в которой, вернее, создан мультфильм. Все, наверное, помнят у Евгения Гришковца в каком-то из его произведений была такая реплика, когда он вспоминая свое детство говорит: «Вот ждёшь-ждёшь этот мультфильм, включаешь телевизор — кукольный…», — и вот это разочарование детское от того, что мультфильм оказался не нарисованный, а кукольный, действительно, да им больше нравится стилистика рисованная, а когда мы смотрим будучи взрослыми людьми кукольные мультфильмы, поражаешься, насколько они интересно сделаны, насколько с художественной точки зрения интересные произведения. А как быть в этом смысле, то есть, свои представления предлагать ребенку?

А. Абрамова

— Ну, я думаю, что в своих представлениях нужно, как Вы правильно сказали, ориентироваться на некоторые критерии, критерии качественного художественного произведения. Всё-таки мультфильм — это тоже произведение художественного творчества, скажем в таком высоком смысле слова художественного. Критерии эти очень просты, во-первых, содержание, даже не эстетика, в какой исполнены мультипликационные образы, прорисованы, а всё-таки содержание. О чём, к чему этот мультик зовёт, каким он движениям души ребенка дает возможность проявиться, о чём переживать, о чём подумать? Хотя, конечно, мы с вами понимаем, что когда речь идёт о детках дошкольного возраста, у них ещё рацио совсем не сформировано, думать, так серьёзно задуматься дело возраста гораздо более позднего, вот, пожалуйста, вам тогда и критерии, если мы говорим о мультиках для маленьких, прежде всего, какие движения души должен будить мультик? Это сочувствие, сострадание, это желание бежать, спасать, нестись на помощь, это радостное упоение от того, что злодей наказан, что надежда никогда не умирает, даже последней, просто никогда, что в этом мире всегда есть те, на кого можно положиться, это психологи называют базовое доверие ребёнка к миру. Наверное, это одна из проблем современной мультипликации, причем качественной хорошей мультипликации, вот иногда нарушение вот этого чутья, того, что нужно маленькому ребёнку, часто хорошие маститые авторы, победители разных фестивалей, в содержание мультфильмов вкладывают взрослые смыслы, а мы взрослые на этот мир смотрим не так радостно и радужно, как дети. Мы печалимся гораздо больше, чем они, хотя они тоже печалятся иногда и мультик может их поддержать в этом плане, как и хорошая книжка, как и хорошее кино, дать им надежду, что ты не один такой, что выход всегда есть.

С. Бакалеева

— Ну в целом интонация всё-таки должна быть радостной у мультфильма? Это полезнее, это здоровее?

А.Абрамова

— В целом интонация должна быть обнадёживающая, дающая надежду. Иногда весёлая, иногда лирически грустная, но должен быть всегда выход. Так устроены русские сказки, например, вот этот алгоритм замечательно отработан в культуре, герой попадает иногда в самые страшные обстоятельства и тут вроде ничего радостного. Там пойди с Василисой Прекрасной за огнём к Бабе-Яге, пойди вон там на кольях эти черепа на тебя смотрят, всадники там всякие красный, чёрный, белый по пути встречаются, довольно страшно, тревожно, напряжённо, но ребёнок следуя за героем сказки, или мультфильма, фильма, литературного произведения, тут одни алгоритмы действуют, он должен пройти сквозь вот это тревожное напряжённое, выйти победителем и с наградой. Также и в мультфильме.

С. Бакалеева

— То есть не нужно бояться сложностей?

А. Абрамова

— Герой должен быть сложным, но надо иметь в виду о каком возрасте мы говорим. То есть, если мы говорим о возрасте среднем дошкольном, а вообще мультфильмы рекомендуется, вот нижняя граница это где-то около трёх лет, хотя понятно, что в практике уже в два года дети сидят перед экраном.

С. Бакалеева

— Вы считаете, что не стоит этого делать, правильно я понимаю?

А. Абрамова

— Я думаю, что тут нам психологи подсказывают, есть такая знаменитая книжка автора, исследовавшего влияние экрана, не только мультипликации, вообще экрана на маленьких детей, то есть речь идет о младшем дошкольном возрасте — это книжка с очень красноречивым названием «Застывший взгляд». Если мы хотим наблюдать у наших детей взгляд всё-таки такой живой, любознательный, всматривающийся в жизнь, а не застывший, надо понимать, что время, которое проводит малыш перед экраном — 15 минут — это просто самый большой максимум —это возраст 2-3 года, а дальше, когда ребенок растёт, то его возможности расширяются — и время может быть больше и содержание сложнее.

С. Бакалеева

— То есть, полнометражный мультфильм в каком возрасте допустимо ребёнку показать, как Вам кажется?

А. Абрамова

— Не знаю, что бы сказали тут психологи, существуют некие такие усредненные стандарты, что такое полнометражный мультфильм — это час, а то и больше перед экраном. Да, если это качественное хорошее произведение, не типа… можно и Том и Джерри сидеть и час и два вдруг зависать смотреть, или какой-нибудь «Ледниковый период» 2, 3 и так далее, я думаю, что это в любом возрасте, ну в общем как-то не очень полезно, столько времени своей жизни отдавать не качественному продукту.

С. Бакалеева

— У нас принято доверять советским мультфильмам, родители может быть просто, может быть отчасти это проще, отчасти впечатления детские подталкивают их к этому, считают, что советские мультфильмы, они сами по себе априори безопасны, это действительно так? Все ли советские мультфильмы качественные и можно ли так за глаза, зная, что это мультфильм студии Союзмультфильм, безопасно вручить ребенку, или посадить перед экраном?

А. Абрамова

— Ну, в общем, с большой степенью допущения можно сказать, что да, потому что всё-таки существовали очень строгие критерии, очень чутьё такое детской души, чтобы она входила в мир не поврежденной от соприкосновения со взрослым миром, во всяком случае, который на экране специально для ребёнка взрослыми людьми создается аниматорами мультипликаторами. Вот интересно, что 2012 год, мы празднуем сто лет анимации отечественной российской, отсчитывая от первого мультфильма, созданного в 1912 году, условно первого, Владислава Старевича, который называется «Прекрасная Люканида», это кукольный мультфильм. Его совсем нельзя назвать детским, он совершенно взрослый, там сюжет адюльтер, но из этого начала мультипликации выросло удивительное совершенно направление, чётко ориентированное на ребёнка, на бережное, такое вот взращивание человека. Потому что самое рискованное, что сегодня предлагает наша культура и мультипликация в частности, и кино, и литература, и журналы, и СМИ, это вот навязывание ребёнку соблазнов, искушений взрослого мира. Традиционная культура, традиция и хорошая детская литература, мультипликация, кинематограф, они наоборот препятствовали этому, помогая ребенку взрослеть в соответствии с возрастом, обретая систему нравственных координат в жизни для того, чтобы потом эти взрослые соблазны в определённую положить коробочку, которую в общем, приличные люди, уважающие человеческое достоинство своё, эту коробочку даже и не достают, не открывают, как ящик Пандоры. В 2012 году летом прошел в Суздале фестиваль в честь столетия российской анимации и вот они обсуждали, ведущие, просто ярчайшие представители отечественной мультипликации, что же войдёт в золотую сотню наших мультиков. И вот, несмотря на то, что сто лет прошло, и мы живем уже в XXI веке, а Вы спрашиваете о советской мультипликации, её качестве, удивительно что, что в эту золотую сотню, во всяком случае в первую десятку попали мультфильмы не созданные в XXI веке, это практически все мультфильмы советского периода. На первом месте «Жил был пес», и дальше в эту десятку входят естественно несколько мультфильмов Норштейна, «Ежик в тумане», несколько мультфильмов Петрова — «Корова», «Старик и море», «Карлсон», «Каникулы Бонифация», в общем всё то, что было бережно и с большой любовью взрослыми создано для детей, для их радости и их взросления.

С. Бакалеева

— А что-то из современного-то вошло, вообще в классический этот список?

А. Абрамова

— В золотую сотню, там несколько мультфильмов вошли, но вот в последнее время, мы с вами, наверное, очень радовались успехам замечательного нашего мультипликатора Петрова, его работе «Старик и море», это большой полнометражный прекрасно рисованный мультфильм по произведению Хемингуэя, он адресован всё-таки тем, кто постарше и даже, в общем, взрослым, это полноценное художественное произведение. У него же есть замечательные ещё несколько работ «Первая любовь» — это подростковые такие тексты мультипликации, культуры.

С. Бакалеева

— Как раз мы говорили об эстетике создания мультфильма, это совсем другая эстетика, правда? Нашему маленькому зрителю может быть даже непривычно, ведь, насколько я помню, он красками по стеклу создает свои мультфильмы.

А. Абрамова

— Понимаете в чём дело, эта эстетика, это рука мастера, вот эстетику определяет рука мастера. Для того, чтобы создать клип и цепочку кадров из таких клипообразных, клиповидных кадров героев, для этого рука мастера не нужна и годы работы и учёбы.

С. Бакалеева

— Согласна, я хотела спросить, нужно ли приучать наших детей к такой эстетике?

А. Абрамова

— Они с удовольствием смотрят, обратите внимание, например, старые мультфильмы, которые рисовались огромной командой мультипликаторов долго, тщательно, без всяких компьютеров, такие, как «Аленький цветочек», например, помните такой замечательный рисованный мультфильм и на всю жизнь эти герои, они прекрасны и внутренне и внешне.

С. Бакалеева

— То есть, то, что хорошо, ребёнок и так поймёт, что это хорошо, для этого не нужно специально усилий прилагать никаких?

А. Абрамова

— Да, потому что дело не только в том, как нарисовано, дело в том, чем это согрето, вот всё-таки талантом автора. Я думаю, что родителям тут нужно ориентироваться на имена, на имена знать имена Петрова, Норштейна, появляются новые сейчас мультипликаторы молодого поколения, например, смотрите, как замечательно талантливо сделан проект с колыбельными.

С. Бакалеева

— «Колыбельные мира», Вы имеете в виду?

А. Абрамова

— «Колыбельные мира», да, удивительно тонко, бережно, «Гора самоцветов», да, вот это лучшее, наверное, что появилось за последнее время в нашем кинематографе.

С. Бакалеева

— Как Вы считаете, Анастасия, стоит ли покупать мультипликационных героев и поощрять игры по мотивам мультфильмов?

А. Абрамова

— Думаю, что это неизбежно, когда ребёнок чем-то увлечен, тогда предмет его увлечений не ограничивается, скажем, ну книжкой, из которого он это увлечение черпает. Читаем сказку с ребенком и сказочные персонажи вываливаются просто из книжки, мультипликационные персонажи из экрана. Почему это происходит? Потому что ребёнку свойственно себя с героем отождествлять, это важно для его личностного развития.

С. Бакалеева

— То есть, это не плохо?

А. Абрамова

— Это очень хорошо, прочитали хорошую сказку, боролись со змеем вместе с Никитой Кожемякой, бросили мамин красный платок, у ребёнка будет плащ, дали ему половник — будет меч, сбрую на табуретку набросили, уже скачем. Так же и с мультипликационными героями, вопрос всё-таки, каков герой, вот на что нужно обращать внимание родителям.

С. Бакалеева

— Спасибо большое, с нами была Анастасия Абрамова и мы с ней говорили о мультфильмах. Оказывается, мультфильм — это художественное произведение, не нужно об этом забывать, не нужно их бояться, а стоит создавать свой семейный золотой фонд мультфильмов. Всего хорошего!

Подпишитесь на рассылку свежих выпусков.
Подписаться
Хотите поддержать создание новых выпусков проекта «Вера и Фома»?
Поддержать
×

Подпишитесь на нашу рассылку