Семейный блог

Самые известные храмы, связанные с именем святого Александра Невского

Фото: Александро-Невская лавра в г. Санкт-Петербурге

Анимированный комикс «Александр Невский». Вопросы Веры и Фомы

Самые известные храмы, связанные с именем святого Александра Невского
Дмитрий Михайлович Володихин

Великий князь Александр Ярославич ушёл из жизни земной 14 ноября 1263 года.

Тело его упокоилось во владимирском Богородице-Рождественском монастыре.
Эта обитель долгое время считалась «первой по чести» среди монастырей Северо-Восточной Руси. В 2003 году неподалеку от неё, близ Николо-Кремлёвской церкви, поставлен монумент Александру Невскому (С 1963 года на этом месте стоял бюст Александра Невского, демонтированный в 2003 году).

Прежде Александра Ярославича великих князей владимирских погребали в другом месте, а именно в Успенском соборе Владимира. Похороны этого государя осуществились вразрез с обычаем. Рюриковичей вообще весьма редко хоронили в иноческих обителях. Почему же останки Александра Ярославича погребли в монастыре? Скорее всего, сам великий князь, имея особенное почитание к Богородице-Рождественской обители, оставил на случай своей кончины завет: похоронить именно там. Возможно, место погребения было заранее обговорено с настоятелем.

Уже в конце XIII века начинается народное почитание Александра Ярославича. Церковь поддерживает это почитание. Потомки князя, сидящие на Владимирском престоле, также относятся к нему благожелательно. В 1260-х годах рождается «Повесть о житии и о храбрости благоверного великого князя» Александра Невского (по версии, которую сейчас пора признать устаревшей, создание житийной повести относили к 1280-м годам, но, по всей вероятности, почитание князя, как в письменной форме, так и в устной, началось сразу после его кончины в 1263 году). Она родилась на Владимиро-Суздальской земле, но вскоре особые редакции её текста появились уже в Новгороде Великом. Впоследствии житийная повесть получит чрезвычайную популярность, войдёт в летописи. Правда, это ещё не было житие признанного Церковью святого, но уже совершался серьёзный шаг в сторону канонизации.

Великий князь московский и владимирский Дмитрий Иванович, прозванный Донским за победу на поле Куликовом, осенью 1380 года перенёс мощи Александра Невского в особую гробницу внутри того же владимирского Богородице-Рождественского монастыря. Когда мощи открывали, обрели их нетленными. Вскоре митрополит Киприан совершил над ними богослужение. С тех пор (1381 год) установилось местное почитание святого Александра на Владимирской земле. Дмитрий Донской приходится Александру Невскому праправнуком…

В конце XV столетия храм, где хранились мощи, пострадал от пожара, однако сами они уцелели.

Долгое время почитание Александра Ярославича имело полуцерковный-полугражданский вид. С точки зрения Церкви, до середины XVI столетия его можно считать лишь местночтимым святым. Лишь 26 февраля 1547 года, при митрополите Макарии, на церковном соборе в Москве произошло официальное общероссийское прославление Александра Невского в лике святых. Тогда же был установлен особый день поминовения – 23 ноября (6 декабря по новому стилю), по дню погребения Александра Ярославича во Владимире. Канон святому составил владимирский инок Михаил. Службу св. Александру напечатали осенью 1610 года (в составе церковной книги «Минея» за ноябрь).

Икона "Святой благоверный великий князь Александр Невский"

В 1630 году, при первом царе из династии Романовых Михаиле Фёдоровиче и патриархе Филарете, в Москве, над Тайницкими воротами Кремля, появился храм во имя святого благоверного князя Александра. Двенадцатью годами спустя, при том же государе, увидело свет первое печатное издание Жития св. Александра Невского (как часть церковной книги «Пролог»). А в 1697 году мощи были перенесены в новую раку из позолоченного серебра, поставленную у южных дверей соборного храма во владимирском Богородице-Рождественском монастыре. Средства на нее были патриархом Московским и всея Руси Адрианом, государем Петром Алексеевичем и несколькими десятками щедрых жертвователей.

Церковь сохранила известия о многочисленных чудесах, совершавшихся у святых мощей Александра Ярославича на протяжении столетий. Последнее занесенное в Житие чудо относится к 1706 году.

Петр I велел перевезти мощи Александра Невского в новую столицу. Для государя Петра Алексеевича это был не только и даже, быть может, не столько акт веры, сколько акт идеологического свойства. Только что, в 1721-м, закончилась выгодным для России Ништадтским мирным договором тяжелейшая война со Шведской короной. Петр I торжествовал победу как своё любимое детище. И воспоминание о том, как святой предшественник на русском престоле подал энергичному потомку пример – разгромил тех же шведов на Неве и утвердил русское присутствие на берегах этой реки – дорогого стоило в условиях нового утверждения русской власти на землях Ингерманландии. 

На протяжении 1723 – 1724 годов мощи хранились в Шлиссельбурге, а затем нашли окончательное пристанище. Им стала петербургская Александро-Невская обитель, трудами Петра Алексеевича возникшая весной 1713 года и как будто дожидавшаяся мощей великого святого, именем которого ее нарекли. Перенос гробницы и мощей святого Александра Невского окончательно совершился 30 августа 1724 года. Царь лично участвовал в перенесении, показывая подданным, до какой степени важна для него фигура Александра Невского. Событие происходило при великих торжествах, включая и участие боевых кораблей Балтийского флота, салютовавших галере, которая перевозила святые мощи. На воспоминание о заключение мира Петром I со Шведской короной и перенесение мощей Александра Ярославича была составлена ещё одна обращенная к нему Служба. Тогда же появился и второй день поминовения – 30 августа (12 сентября по новому стилю).

Иконописцы, создававшие самые ранние иконы святого Александра, писали его образ без меча или какого бы то ни было иного оружия. Чаще всего – в монашеских одеждах, поскольку перед смертью он принял иноческий постриг. Обнажённый клинок в руке иконописного Александра Ярославича – своего рода нововведение, очень позднее.

Никаких портретов или иных изображений Александра Невского, восходящих к XIII веку, не сохранилось. Даже приблизительно не известно, как он выглядел. Через несколько столетий после кончины великого князя появились первые иконы и фрески с Александром Невским, в середине XVII века – светский портрет, очень условный. Иконописный подлинник XVII века кратко описывает, как надо изображать святого: «Средовек (Т.е., не стар, и не юн. – Д.В.), рус, плечист телом, сановит и добротою исполнен, власы кудреваты и кудерцы видать», – ясно, что здесь набросаны черты самого общего плана.

Дочь Петра I, императрица Елизавета, с особым почтением относилась к памяти и подвигам Александра Невского. Она приказала создать массивную серебряную раку для святых мощей с величественным серебряным же балдахином. На нее пошло 90 пудов (то есть около полутора тонн) серебра. Работы по её изготовлению, установке и украшению длились с 1746 по 1753 год.

Это поистине державное сооружение несло на себе несколько надписей. Во-первых, эпитафию пера М.В. Ломоносова:

Святой и храбрый князь здесь телом почивает; 
Но духом от небес на град сей призирает
И на брега, где он противных побеждал, 
И где невидимо Петру споспешествовал. 
Являя его усердие святое,
Сему защитнику воздвигла раку в честь,
От первого серебра, что недро ей земное
Открыло, как на трон благоволила сесть.


Во-вторых, две надписи на щитах, которые держали ангелы в составе монументальной композиции балдахина. Они также принадлежат гению М.В. Ломоносова.


Вот одна и них: «Богу Всемогущему и Его угоднику Благоверному и Великому князю Александру Невскому, Россов усердному защитнику, презревшему прещение мучителя, тварь боготворить повелевавшего, укротившему варварство на Востоке, низложившему зависть на Западе, по земном княжении в вечное царство переселенному в лето 1263.
Усердием Петра Великого, на место древних и новых побед перенесённому 1724 года».

Вот вторая: «Державнейшая Елизавета, отеческаго ко святым почитания подражательница, к нему благочестием усердствуя, сию мужества и святости его делами украшенную раку из первообретеннаго при ея благословенной державе серебра сооружить благоволила в лето 1750».

Большевики вскрывали и увозили мощи в 1922 году. Для них это была не святыня, а просто иссохшая плоть да кости… Но на закате советской власти, в 1989 году, мощи святого благоверного князя вернулись назад. Драгоценную же серебряную раку выдрали из храма; по сию пору она не вернулась назад и влачит в Эрмитаже жалкое существование музейного экспоната. Слава Богу, хотя бы отстояли ее сотрудники Эрмитажа в страшный момент, когда власти собрались отдать раку в переплавку.

В разное время было возведено множество храмов, связанных со святым благоверным князем Александром Ярославичем, прозванным Невским. Их десятки – как в России, так и за ее пределами.

Самый известный среди них, конечно же, собор Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге. История его причудлива. Проект собора составил еще при Петре I царский любимец архитектор Трезини. Но его забраковали: по плану Трезини алтарь храма был обращен в сторону запада, что не соответствовали православной традиции. Новый проект исполнялся медленно и, видимо, оказался в целом не очень удачным: собор, выстроенный в стиле барокко, очень скоро пришел в негодность. Стены его разрушались из-за трещин… По распоряжению боголюбивой императрицы Елизаветы Петровны, отдававшей приказ, надо полагать, с горечью, здание разобрали.

А при императрице Екатерине II строительство началось заново, по совершенно новому проекту. Составил его блистательный русский зодчий Иван Егорович Старов. Он же, кстати, создатель знаменитого Таврического дворца в Санкт-Петербурге. Новый собор, по-богатырски величественный, торжественно освятили и перенесли туда мощи святого благоверного князя в 1790 году. Завершение строительства и освящение собора шло под гром пушек, порой раздававшийся совсем недалеко от российской столицы. Шведский флот бился с флотом русским неподалеку от Кронштадта. Шла очередная война со Швецией: трудная, долгая, кровопролитная. Закончилась она полной победой Российской империи, и видно в этом, быть может, и небесное заступничество: древнему победителю шведов, православному князю Александру, молились о даровании победы над иноземной и иноверной амией, видя в нём ходатая за русское православное воинство перед Господом Богом.

Вот что любопытно: собор Александро-Невской лавры освящён не во имя св. благоверного князя Александра Невского, а во имя святой Троицы. Туристы порой путают, но надо твёрдо знать, что первые 48 лет существования собора там был придел во имя Александра Невского, но сам собор всегда, от основания, именовался Троицким.

Наверное, прозвучит парадоксально, но факт: больше всего свято-Александровских церквей возвели в XIX столетии. Это был, можно сказать, золотой век почитания святого благоверного князя. Впрочем, иначе и быть не могло: на престоле Российской империи правили три императора-Александра, тезоименитных великому князю владимирскому.

Александр I царствовал в 1801—1825 годах.
Александр II – в 1855—1881 годах.
Александр III – в 1881—1894 годах.

Помимо этого, сын последнего из царей-Александров, Николай II, сильно почитал родителя, поэтому в его царствование также нередко появлялись храмы по имя святого благоверного князя Александра Невского.

Старейшее из сохранившихся до наших дней церковных зданий, освящённых во имя святого Александра Невского, расположено в Потсдаме. Желая почтить российского императора Александра I, в 1826 году храм тут велел построить прусский король Фридрих Вильгельм III.

В 1824 году Александр I посетил Вятку. Вятчане в честь этого знаменательного события решили выстроить у себя в городе собор во имя святого Александра Невского. Много лет здание храма строилось на народные деньги – трудно, с долгими остановками на новые сборы пожертвований. Но в 1864 году завершены были последние отделочные работы, и собор торжественно освятили. Вятский собор – поистине грандиозный и изысканный. Настоящий европеец среди русских церквей. В 1937 году большевики с задором, достойным лучшего применения, разрушили его.

Самый нарядный Свято-Александровский храм начали возводить в Ялте при Александре III, а завершили при Николае II. Резное узорочье, украшающее здание и колокольню, более всего напоминает роскошные каменные одеяния церквей Московского царства, выстроенных в XVII столетии в стиле «посадское барокко».

Самый величественный Александро-Невский собор вырос в центре Софии, болгарской столицы, за несколько лет до начала Первой мировой войны. И вот странный изгиб исторических судеб: в Первой мировой Болгария и Россия оказались по разные стороны фронта. То же самое произошло и во Второй мировой. Но свято-Александровский собор поныне остается одним из самых почитаемых в Софии. Рядом с ним – небольшой антикварный рынок, и там русскому туристу непременно предложат серебряный рубль императора Александра II, отчеканенный в 1877 или 1878 году, то есть во времена, когда русская армия вырывала свободу Болгарии из рук Турецкой империи. Для болгар имя Александра – и святого, и царя – не пустой звук. Правда… с рублём надо всё же поосторожнее: слаб духом иной торговец, может предложить современную копию, не предупредив, что это именно копия.

Фото: Александро-Невский собор, г. София (Болгария)

Самая изящная Александро-Невская церковь, оформленная в стиле средневекового Новгорода, появилась совсем недавно (2015) на земле Валаамского монастыря. Она расположена близ свято-Владимирского скита, рядом с путевой резиденцией президента РФ Владимира Владимировича Путина.

Блистательный собор на Миусской площади в Москве, освящённый во имя большого православного святого, кажется, грандиознейший по размерам, погиб от рук советской власти. Он стоял до конца 1950-х, когда хрущёвская администрация включила его в программу борьбы с верой и Церковью… Тогда собор пал. Громадное здание распорядились разобрать, хотя его тут поставили в память об отмене крепостного права. На его месте появился дворец пионеров Фрунзенского района, перед фасадом которого вырос впечатляющих размеров мемориал, посвященный писателю Фадееву и персонажам его книг. Трудно судить, случайность это, умысел верующих интеллигентов советского времени или к тому сам Бог привел, но звали Фадеева Александр Александрович. И памятник ему в какой-то степени стал памятником собору…

Ныне Александр Невский – один из самых почитаемых святых Русской православной церкви. На протяжении последних полутора десятилетий не иссякло, а даже, пожалуй, усилилось отношение к памяти этого государя как к гражданской святыне.
В 2002 году рядом с Александро-Невской лаврой появился конный памятник её небесному покровителю.

Больше фотографий храмов, посвящённых Александру Невскому – на нашей странице ВКонтакте


Дорогие слушатели! Все выпуски «Веры и Фомы» создаются при вашей поддержке. Мы будем признательны за любую посильную помощь! Для совершения единоразового или ежемесячного пожертвования нажмите кнопку ПОДДЕРЖАТЬ ПРОЕКТ и заполните форму. Благодарим от всей души!


Цикл статей Дмитрия Михайловича Володихина, посвящённых Александру Невскому:
Переславль-Залесский, родина Александра Невского
Победа над шведами на реке Неве 1240 года
Ледовое побоище 1242 года
Новгород Великий и русские князья
Великий князь Ярослав Всеволодович, отец Александра Невского
Разгром литвинов под Торопцом в 1245 году
Великое княжение Владимирское при Александре Невском
Александр Невский и хан Берке: загадка смерти великого князя
Батый – бич Божий для Руси
Самые известные храмы, связанные с именем святого Александра Невского