Новогодние приключения Веры и Фомы в мире сказок Вопросы Веры и Фомы
Новейшее время: история продолжается сегодня Вопросы Веры и Фомы
Решение задач изученных видов Вопросы Веры и Фомы
Святитель Спиридон Тримифунтский (25 декабря) Вопросы Веры и Фомы
Словарные слова Вопросы Веры и Фомы
Зачем мы читаем? Вопросы Веры и Фомы
Сложение и вычитание величин Вопросы Веры и Фомы
Святитель Николай Чудотворец (19 декабря, 22 мая, 11 августа) Вопросы Веры и Фомы
В. Ф. Одоевский. «Городок в табакерке» Вопросы Веры и Фомы
Падежные окончания имён существительных третьего склонения Вопросы Веры и Фомы
Недавно в книжном услышала разговор. Покупательница интересовалась у консультанта, какую бы книжку купить ребенку. А затем посетовала: «Никак не могу заставить сына читать».
Многие жалуются, что подростки с каждым годом читают всё меньше. Но, возможно, проблема вовсе не в детях, а в том, что мы, взрослые, пытаемся их ЗАСТАВИТЬ?
В детстве я обожала книги: они помогали мне оказаться где и когда угодно! Эта чудесная «машина времени» спасла меня от всех трудностей взросления, а заодно подарила неплохую фантазию.
Стоит ли говорить, что когда у меня родился сын, та самая фантазия тут же нарисовала живую картинку: он тоже научится читать в четыре, да что там, в три года, я же мама-отличница! Я решила: пора отложить все свои любимые занятия (включая чтение) и вплотную заняться ребёнком — так он скорее переймёт мою любовь к книгам.
Как же я ошибалась…
Нет, книги-то он полюбил, только… Оказалось, что если ребенка постоянно развивать и всячески уделять ему время, он, конечно, станет подвижным и талантливым, с живым воображением, но далеко не факт, что ему захочется кропотливо осваивать непростой процесс чтения.
А если все равно продолжать попытки, он начнёт сопротивляться.
И когда я в очередной раз жаловалась маме, что самостоятельно читать мой ребёнок не спешит, она просто и рассеянно заметила: «Ты сама научилась читать. Я вообще не помню, чтобы чему-то тебя учила. Я читала сама».
И тут я поняла, что мой сын не видел читающую маму. Играющую — да. Рисующую. Бегающую за мячиком. Собирающую экскаватор. Читающую вслух ему. Но никогда — себе. Поэтому для него образ чтения себе самому не был привлекательным: мама так не делает.
Вот такая живая иллюстрация известной мысли о том, что единственный способ научить чему-то детей — на своём примере.
Я профессиональный сценарист, пишу для радио, театра и кино. И как иронично, что главный принцип воспитания оказался тем же, что и в драматургии: «Показывайте, а не рассказывайте».
У моих детей в несколько раз больше игрушек, чем было у меня в детстве. И в десятки раз — чем было у моих родителей. И это нормально и хорошо. Мы все желаем благополучия своим детям. Но посмотрим правде в глаза: количество интересных занятий, альтернативных чтению, неукоснительно растет. И самые сильные конкуренты Книги — это гаджеты.
Когда моему старшему сыну было восемь месяцев, у нас разбился планшет. Мы с мужем не самые организованные люди, и пару месяцев никак не могли найти время, чтобы отнести его в ремонт. А затем произошла такая вещь. Я стала замечать вокруг себя ровесников моего сына, годовалых детей, с гаджетами в руках. Как будто у современных родителей есть негласный закон: «в любой непонятной ситуации суй ребенку в руки телефон».
Я не осуждаю родителей. Не всякий готов развлекать ребенка, когда можно легко занять его при помощи гаджета, выкроив себе пару часов на работу, на развлечения, на сон, в конце-то концов. Под мультики ребёнок примет любую таблетку, съест самый невкусный суп. Отвлекать и развлекать ребёнка довольно энергозатратно. У всех разный ресурс.
Но для себя я тогда поняла, что планшет ремонтировать не буду. И вот уже восемь лет мы живем без него.
В нашей семье никто не играет в компьютерные игры, даже в телефоне. Нам это просто не интересно. Хотя я знаю, что есть очень красивые, добрые и развивающие игры. Ещё я отдаю себе отчет в том, что однажды мой сын придет и попросит включить ему ту игруху, в которую «режутся» все пацаны и девчонки в его классе. Но мне радостно, что к этому моменту он уже успеет познакомиться с обычным оффлайн-детством.
И хотя отсутствие планшета не помогло мне вырастить самостоятельно читающего дошкольника, мне легче от того, что книге он предпочитает конструирование деревянных самолетиков и написание мемуаров, а не компанию бездушной железки.
В конце первого класса мой сын, как и каждый школьник в этой стране, получил тот самый страшный «Список на лето». Вообще-то в нашей школе он довольно классный. Среди прочего в нём: «Малыш и Карлсон» Астрид Линдгрен, «Дядя Федор, Пёс и Кот» Успенского, «Волшебная шляпа» Туве Янссон, «Винни Пух и все-все-все» Милна и много других чудесных книг. Конечно, почти всё мы уже давно прочитали. Кое-что даже успели позабыть. Поэтому необходимо было хоть что-то из этого перечитать, чтобы не хвататься за голову посреди года.
Но тут я подумала: неужели я позволю своему ребенку, с его скоростью чтения в 50 слов в минуту, страдать над тремя томами Карлсона? Там же столько остроумного шведского юмора! Или над Муми-Троллями, полными тихой северной мудрости?
С самостоятельным чтением ведь как? Это взрослым кажется, что всё просто: бери да читай. Попробуйте прочитать страницу увлекательного детектива на языке, который вы плохо знаете, и вы тут же поймете ощущения вашего ребенка.
Поэтому я решила, что для тренировки навыка чтения мы оставим книги попроще. А остальное будем читать вслух или слушать в аудиозаписях в отпуске. В конце концов, что важнее: чтобы ребенок принципиально сам прочитал список на лето или получил от него удовольствие?
И знаете что? Некоторые книги из списка сын успел прослушать даже несколько раз, так они ему понравились.
А второго сентября с удовольствием начал работать над письменными заданиями в рабочей тетради по чтению: выписывал отрывки из книги, сам читал и искал нужные фрагменты текста. Я даже не узнала «вчерашнего» первоклашку.
Самое ужасное, что можно сделать на этом этапе, с моей точки зрения, так это наказывать чтением. Закрыть с книжкой в комнате или вообще превратить этот процесс в обязаловку, в домашнее задание.
Уж лучше начать с удовольствием читать самостоятельно классу к седьмому, чем вообще навсегда поставить крест на литературе. Как говорится, имхо.
В начале первого класса я ещё не оставляла попыток «помочь» ребенку полюбить читать. В одной статье я подглядела такую хитрость: начинаете читать вслух очень интересную книгу, а потом останавливаетесь на самом интересном месте и больше сами не читаете. Заинтригованный ребенок будет просто вынужден перейти на самостоятельное чтение!
Ага, щщщас!
Я ждала день, два, неделю. Перестала читать сыну перед сном! Ничего не срабатывало. Мой сын — крепкий орешек. Вместо чтения на ночь он рисовал схемы автомобилей будущего, играл с сестрой, слушал малышковые истории, смотрел в потолок и скучал, а книжка (очень интересная, одна из моих самых любимых!) так и стояла на полке, одинокая и непрочитанная. Почему? Да потому что ему было интересно следить за историей, наслаждаться языком, текстом, тёплой мамой рядом — атмосферой сказки. А медленно пробираться по непростому тексту в одиночку — это уже совсем другое дело.
Слава Богу, через неделю до меня дошло, какую я совершаю ошибку. Я вновь отказываюсь от самого приятного ради чьих-то чужих безумных идей.
Для меня, как для читающей мамы, совместное чтение с детьми — момент материнского счастья и близости. Получается, я отдам это на откуп ребёнку, а себе оставлю скучный и конфликтный контроль за успеваемостью? Дудки! Посему через неделю эксперимент был завершён к великой радости всех домочадцев.
Когда ребёнок идёт в первый класс и обретает навык самостоятельного чтения, многие родители перестают читать вслух. Мол, ты уже большой, пора тебе читать самому.
Но не учитывается, что уровень чтения глазами у ребёнка часто отстает от его уровня понимания текста на слух. Скажем, самостоятельно он готов читать только сказки, а в вашем исполнении вникает в «Хоббита» и «Таинственный сад».
От психологов я слышала, что читать ребёнку на ночь абсолютно нормально вплоть до четырнадцати лет. Да и потом можно устраивать вечера совместного чтения вслух. Как в дворянских семьях до революции. Наверняка «Преступление и наказание» и «Анна Каренина», прочитанные по очереди в семейном кругу, не вызовут такой уж скуки и непонимания со стороны детей.
Мораль этой истории — если что-то сближает вас с детьми, нет смысла исключать это из жизни ради чего-то великого. Даже если это компьютерные игры или совместное ничегонеделание.
В три года я наизусть декламировала отрывки из «Мёртвой царевны и семи богатырей», а «Сказку о царе Салтане» знала от корки до корки. До сих пор тот томик Пушкина хранится в моем книжном шкафу.
Естественно, сказки Пушкина стали одной из первых книг, которые я стала читать ребёнку. Но в первый раз как-то «не зашло». Не нравился он ему и в три года. Не вызвал восторга и в четыре. И даже в пять. Под трагическую историю о судьбе князя Гвидона шестилетний ребенок, правда, отлично засыпал. Прям с ходу.
В конце концов, я сдалась.
Зато мы зачитывались историями про Винни Пуха, про кролика Питера Пуша, про кота Финдуса и про крокодила Гену. Серию книг о том, как Мулле Мек строит автомобиль, лодку и прочие виды транспорта, сын знал наизусть и строго меня поправлял, если я, засыпая, начинала путать слова.
Шли годы, и вот в программе по литературе появилась та самая «Сказка о царе Салтане». На дом задали несколько письменных заданий в рабочей тетради. А мне в этот день нужно было срочно вести дочку в поликлинику. И сын остался с Пушкиным тет-а-тет.
В поликлинике нам пришлось провести пару часов, и обратно мы бежали сломя голову, чтобы успеть ещё помочь сыну с уроками. Открываю дверь в комнату, а сын сидит за столом и читает сказку. Все письменные задания он уже сделал сам. «Можно, я ещё почитаю? Мне очень понравилось! Захватывающий сюжет!» — сказал мой недавно ещё засыпающий под Пушкина сын.
На следующий день он принёс пятёрку за отрывок, который запомнил и прочитал наизусть.
Вот такая история про то, что можно сколько угодно пытаться чем-то ребёнка заинтересовать, но полюбит он это только тогда, когда разглядит сам.
Эти истории научили меня вот чему. Часто мы пытаемся навязать свое видение мира нашим детям. Что-то кажется нам очень важным, и мы не можем смириться, если дети этого не разделяют. Только вот попытка проконтролировать другого человека, другую личность, ни к чему хорошему не приведет.
Если речь идёт о чтении, то, в первую очередь, важно задать себе вопрос: а зачем? Зачем моему ребенку любить читать? Потому что я люблю? Тогда это нужно мне, а не ребенку. «Чтобы больше знать», «чтобы быть грамотным», «для развития кругозора» — сегодня эти ответы не работают. Есть поисковики. Даже пятилетка может задать вопрос Сири или Алисе и получит развернутый ответ из Википедии.
Что же может дать чтение, чего никогда не разовьёшь никакими виртуальными реальностями, гаджетами и кино? Конечно, развитие воображения.
Сегодня снимают красивейшие анимационные фильмы, потрясающее кино, а графика в компьютерных играх вообще способна заставить забыть, что ты находишься в этом мире. Одна только беда: всё это придумали другие люди. Это как есть протертый суп-пюре и не представлять, какая на вкус морковка.
С книгами всё иначе: если читаешь про дракона, летящего над шпилями замка, придется включить воображение — представить дракона, замок, понять, где у него шпиль, и всё это мысленно нарисовать. Поэтому важно познакомить ребенка с волшебным миром книги. Идеально, если любишь этот мир сам. Дети видят, чем живут родители. Дела важнее слов.
Но заставить другого человека полюбить читать, как и вообще заставить полюбить, — невозможно. Зато можно научиться любить самому.
(фотографии автора)
107552, г. Москва, ул. Б. Черкизовская, 17, корп. 2
ПоддержатьСемейное познавательное издание «Вера и Фома» — свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84524 от 16.01.2023. Учредитель: АНО Информационный центр радиовещания, искусства и культуры «Вера, надежда, любовь». Главный редактор: Кузьменков И.А.
Семейное познавательное издание «Вера и Фома» — свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84524 от 16.01.2023. Учредитель: АНО Информационный центр радиовещания, искусства и культуры «Вера, надежда, любовь». Главный редактор: Кузьменков И.А.
107552, г. Москва, ул. Б. Черкизовская, 17, корп. 2
Поддержать