play_arrow

keyboard_arrow_right

skip_previous play_arrow skip_next
00:00 00:00
playlist_play chevron_left
volume_up

Делаем домашнюю игротеку!

29 января, 2022
Делаем домашнюю игротеку!

Аудиоверсия интервью доступна на сайте Радио ВЕРА.

Игротека — это не просто собрание игр, но еще и особая атмосфера, позволяющая детям общаться с родителями и сверстниками. Как правильно организовать игротеку у себя дома рассказывает игровой педагог Женя Кац.

С. Бакалеева

— Здравствуйте, это программа «Материнский капитал» — программа о самом дорогом — о семье и детях. У меня в гостях игровой педагог, а также организатор семейных игротек Женя Кац. Здравствуйте, Женя!

Ж. Кац

— Здравствуйте!

С. Бакалеева

— Раз есть такое слово игротека, да, вероятно, ну оно что-то обозначает. Можно ли дома устроить такую игротеку?

Ж. Кац

— Конечно, мне кажется, что приехать к нам в Москву на игротеку совсем не все могут, но устроить игротеку у себя дома, может почти каждый родитель.

С. Бакалеева

— Это собрание игр? Что такое игротека?

Ж. Кац

— Игротека — это в первую очередь, собрание играющих, а не только игр, потому что для хорошей игротеки нужно несколько человек, которые готовы играть. И хорошо бы для игротеки, чтобы были люди, настроенные именно на то, что игра — это способ вместе пообщаться, вместе приятно провести время.

С. Бакалеева

— То есть, это не обязательно специально подготовленные люди должны быть для игротеки?

Ж. Кац

— Нет, это могут быть несколько родителей, у которых дети ровесники, которые собрались, то в одном доме, то в другом доме, просто пришли в гости с целью ближайший час, или полтора вместе с детьми поиграть. Не та, что дети идите поиграйте, а мы тут пока чай попьём с тётей Машей.

С. Бакалеева

— Ну да, так обычно и бывает.

Ж. Кац

— А именно показать детям какие-то новые игры, показать им какой-то опыт. И когда у детей такой опыт есть, то на первых порах, в любых настольных играх, им нужна поддержка родителей. Но после этого, когда у вас такие встречи станут регулярными, то вот как раз через какое-то время, дети уже могут играть и сами.

С. Бакалеева

— А возможно ли это сделать, чтобы было интересно и детям и взрослым? Вряд ли взрослые будут играть в детские игры, а дети вряд ли будут играть во взрослые.

Ж. Кац

— Сейчас представление о том, какие бывают настольные игры у многих осталось таким же, какое оно было сто лет назад, а игры сами между тем, очень сильно изменились. И сейчас настольные игры могут серьёзно конкурировать с компьютерными играми, и со всякими играми, которые мы знали в детстве — лото, шахматы, шашки. Мне кажется, очень многие люди считают, что когда говорят: «Пойдём поиграем с ребенком в настольную игру», — то они думают сразу, что это будет поле, на котором будут нарисованы кружочки с цифрами, будут фишки и кубик.

С. Бакалеева

— Совершенно верно и нужно ходить по кружочкам.

Ж. Кац

— И нужно ходить по полю и это, детям, может быть и интересно в 3-4 года, может быть даже в пять, а взрослым невыносимо скучно.

С. Бакалеева

— Только из любви к детям можно это выдержать.

Ж. Кац

— Поэтому взрослые, когда им говорят: «Там будут настольные игры», — они обычно морщатся и думают: «Ну вот, какая тоска». Между тем, настольных игр сейчас бывает великое множество и очень многие из них достаточно увлекательные и для взрослых тоже. Более того, бывают игры, в которые дети играют зачастую лучше взрослых.

С. Бакалеева

— И при этом одинаково интересно.

Ж. Кац

— Но при этом одинаково интересно, да. А для детей — это тоже очень ценный опыт, посмотреть, что они в чем-то могут быть, если не сильнее взрослых, то по крайней мере, на том же уровне примерно. И у взрослых то есть в чём они точно знают, они уверены, сильны и опытны, а детям умение у кого-то выигрывать, умение выстроить стратегию — это тоже очень важный опыт.

С. Бакалеева

— Можно ли в таких играх в команды объединяться?

Ж. Кац

— Да, бывают игры, в которые с удовольствием можно играть и командой. И главное, что приятно, что бывают настольные игры, в которые можно играть разновозрастной компанией и всем будет весело.

С. Бакалеева

— Ну, как это сделать, нужно ли накопить дома такую игротеку, или, скажем, объединиться с друзьями и распределить эти игры по разным домам?

Ж. Кац

— Ну, например, да, совершенно не обязательно покупать все игры, их сейчас несколько сотен разных наименований вполне интересных игр, поэтому, покупать себе так много, вряд ли кто захочет.

С. Бакалеева

— А как сориентироваться в этом большом ассортименте?

Ж. Кац

— Ну, во-первых, на сайтах больших магазинов, в которых продаются настольные игры, обычно есть обзоры. Во-вторых, большие магазины проводят большие игротеки, на которые можно сходить и попробовать какие-то игры и потом уже решить, что вам нравится, а что не нравится.

С. Бакалеева

— Это бесплатные обычно, да, мероприятия?

Ж. Кац

— Да, это бесплатные, можно почитать статьи, можно сходить к нам на семейную игротеку. Есть много разных способов, можно сходить в гости, поиграть в какую-нибудь игру и понять, что вот такую мы хотим, а такая нам скучно, а вот такую мы хотим и будем играть каждый день.

С. Бакалеева

— А нужно ли формировать, помимо того, что понравилось, ну, скажем так, на вырост такие игры? Вот сейчас дети подрастут, им понадобится логическая игра, или стратегическая, или словесная, если есть такие, языковая.

Ж. Кац

— Конечно, есть таковые тоже. Ну, мне кажется, знаете, надо выбирать игры под компанию. То есть, если вы знаете, что у вас есть компания взрослых, которая с удовольствием соберётся и поиграет и вас будет человек 5-6, то есть прекрасная, скажем, взрослая совершенно игра Диксит с красивыми картинками, к которым надо придумывать ассоциации. В эту игру можно и вшестером играть, а можно и пятнадцать человек играть, просто объединиться командами по 2-3 человека и командой придумывать и названия и ассоциации.

С. Бакалеева

— А там смысл этой игры, что к этой картинке с неопределенной темой нужно придумать…

Ж. Кац

— Свою ассоциацию, не слишком простую, не слишком сложную. А потом все остальные из своих карт, которые у них на руках, тоже выбирают картинку с таким же названием, то есть, под эту же ассоциацию. И умение отгадать в этой игре ничуть не менее ценно, чем умение придумать красивое название.

С. Бакалеева

— А с какого возраста детям можно уже присоединиться?

Ж. Кац

— Мне кажется, лет с восьми дети играют в неё с удовольствием, ну дети разные опять же, но в восемь лет многие уже хорошо играют.

С. Бакалеева

— А ещё какие-нибудь игры расскажите из таких, из популярных.

Ж. Кац

— Из самых простых и при этом очень симпатичных мне игр, есть игра Добль в круглой такой коробочке.

С. Бакалеева

— Коробочка эта очень ценная.

Ж. Кац

— Да ,очень удобная, компактная, её легко взять с собой в любую поездку и в этой коробочке лежат круглые карточки. На каждой карточке нарисовано восемь маленьких картиночек и задача игроков очень простая — надо искать на двух карточках, какая картинка совпала.

С. Бакалеева

— А на каждой паре есть совпадение обязательно?

Ж. Кац

— Да, эти карточки так хитро устроены, с математической точки зрения это очень красиво, что на каждых двух карточках есть только одна совпадающая картинка и она всегда есть, одна и только одна.

С. Бакалеева

— Но она не всегда бросается в глаза, не очевидна.

Ж. Кац

— Совершенно не всегда бросается в глаза, потому что она может быть по-другому повернута, она может быть чуть-чуть другого размера и надо увидеть, что совпадает и назвать словами, скажем, тут лягушка и там лягушка, здесь птичка и там птичка. И тот, кто назвал, забирает верхнюю карточку себе. И теперь, все игроки смотрят на новую карточку. Правила можно объяснить буквально за две минуты.

С. Бакалеева

— Да, это тоже очень важно, что можно присоединить любых новых игроков.

Ж. Кац

— Да, можно играть с пятилеткой, можно играть с восьмилетками и эта игра неизменно вызывает интерес у детей.

С. Бакалеева

— Ну и у взрослых, я знаю взрослую компанию, которые в азарте сломали стол, играя в эту игру.

Ж. Кац

— Другая игра, скорее более детская, но тоже у нас взрослые как-то раз взяли ее и играли с большим удовольствием — это игра «Кошки-мышки». Там есть такая мисочка, на которой нарисована кошка и игрок, который будет играть кошкой, держит её в руках. И ещё есть шесть мышек разноцветных и у мышек длинные хвостики. Каждый из детей берет мышку за хвостик и кладет саму мышку в центр стола на коврик. После этого, водящий кидает кубик и если выпал красный цвет, то он своей мисочкой-кошкой, пытается накрыть красную мышку. Игрок, у которого в руках красный хвостик, должен её отдернуть, а остальные не должны убегать, потому что не их ловят. И для многих детей эта игра совсем не такая простая, вот эта ассоциация, что раз выпал красный, а у меня именно красная, то как раз именно мне и надо отдергивать, казалось бы…

С. Бакалеева

— Определённая мыслительная должна деятельность произойти.

Ж. Кац

— Это должно от мыслительной деятельности перейти к действию — это то, что у многих детей, даже в пять-шесть лет, вызывает большие сложности, у них это время очень большое. То есть, игрок, который кошка, ему тоже надо сообразить — ага, выпал красный, значит ловить надо не кого-нибудь, а именно эту мышку. Но если он быстрее сообразит, то он поймает и тогда они меняются, тот, кто прозевал — становится кошкой, а тот забирает его мышку.

С. Бакалеева

— Вы сравнивали новые эти настольные игры с компьютерными, можно ли детям, которые сейчас, ну, как известно, быстро увлекаются компьютером, предложить в качестве альтернативы такие игры?

Ж. Кац

— Да, мне кажется, что очень многие дети предпочитают играть в настольные игры с большой приятной компанией, потому что с компьютером ты играешь один на один, а в настольные игры можно играть всем вместе. И настольные игры гораздо больше учат ребенка именно взаимодействию, именно тому, как ты можешь вместе с кем-то что-то делать, или смотреть, как ты сам проигрываешь, или выигрываешь.

С. Бакалеева

— Это тоже ведь целое искусство.

Ж. Кац

— Это целое взаимодействие, для многих детей очень сложно проигрывать и настольные игры учат проигрывать гораздо мягче и гораздо более для детей это полезно получается, чем в компьютерных играх.

С. Бакалеева

— Как помочь родителям тому ребенку, который тяжело проигрывает, болезненно проигрывает?

Ж. Кац

— Ну, тут есть много способов, но в первую очередь надо понять, что до определенного возраста для ребенка это действительно очень большая проблема и ребёнку действительно очень тяжело смириться с проигрышем. Но очень для многих детей хорошо работает, если мы договариваемся до игры — мы будем играть только, если это игра для радости, если всем весело — то мы играем. Если ты собираешься плакать, когда проиграешь, давай лучше тогда заранее скажи, все, стоп игра, игру убираем, никто не проиграл и игру убрали. Договориться про какой-то знак, что всё, теперь мне уже кажется, что я проигрываю, поэтому, давай прекратим игру. Когда договорились заранее, то очень у многих детей это уже снимает половину тревожности.

С. Бакалеева

— Они действительно этот знак подают, или они просто проигрывают и легче переносят?

Ж. Кац

— Да, и проигрывают, и спокойнее к этому относятся, или действительно подают этот знак — разные дети по-разному, но, по крайней мере, они уже не швыряют фишки и карточки и не вопят, что все злые, плохие, их обидели, а готовы как-то к этому проигрышу более по-взрослому отнестись. Причем с тем же самым ребёнком забудешь договориться и вот опять как обычно вопли, крики.

С. Бакалеева

— То есть, пугает больше всего эта непредсказуемость ребёнка, видимо, что он не ожидал, что проиграет.

Ж. Кац

— Непредсказуемость, да, не ожидал, а когда проговорили, что такая ситуация тоже может быть — ту готов к этому? Готов. Кроме того бывает полезно играть во всякие быстрые игры на везение, когда родитель тоже часто проигрывает и показывает ребенку, что он на эту тему не так переживает, или наоборот, проговаривает — ну вот видишь, я проиграл, я конечно расстроился, но ведь мы же можем ещё раз сыграть, может быть в другой раз мне повезет больше.

С. Бакалеева

— А поддаваться стоит?

Ж. Кац

— Я стараюсь не поддаваться, но я могу предложить ребенку фору, то есть, я скорее поставлю нас в более, или менее равные условия. Если мы играем в Блокус, то я дам ему начать и поставить две фигурки, а не одну.

С. Бакалеева

— А Блокус — это кирпичики?

Ж. Кац

— Блокус — это такая геометрическая игра, там фигурки, похожие на фигурки от Тетриса, только пластиковые, которые надо по особым правилам выставлять на квадратной доске.

С. Бакалеева

— Это объемная игра, да?

Ж. Кац

— Нет, плоская. И кто больше своих фигурок выставил по правилам, тот и выиграл. И если мы даем ребенку фору, значит, что он просто успел выставить в начале больше и если нам хватит мастерства его после этого обыграть — очень хорошо, мы играли вполне на равных, и нам было интересно, и ребенку было интересно. Потому что играть в то, в чём ты заведомо проиграешь тоже не интересно, это и взрослому не интересно играть с противником, который намного сильнее, значит надо просто уровнять шансы.

С. Бакалеева

— Если маленькие дети, скорее всего с охотой сядут играть в любую новую игру, потому что с родителями всегда здорово, мне кажется, вместе провести время, то подростки ко всему новому относятся критически. Вот, можно ли подростков завлечь на какую-то такую игротеку домашнюю?

Ж. Кац

— Ну, мы с удовольствием играли, скажем с шестиклассниками, с семиклассниками. Но мы играли сначала во всякие такие скорее подвижные и весёлые игры, а потом уже переходили к настольным. То есть, для начала, они должны почувствовать, что это комфортная обстановка, что тут не страшно. И что тут не лишняя контрольная, не проводят проверку кто чего может. Сразу увлечь их настольной игрой, если только кто-то из одноклассников уже увлечён и готов им показывать, что это здорово. А так, что пришёл взрослый и сказал: всё бросьте и идёмте играть в настольную игру, я не уверена, что это пройдёт. А если начать с того, что мы вместе посмеялись, вместе повеселились, после этого уже легче перейти и к настольным. Со взрослыми детьми, с такими подростками, мы с удовольствием играем во всякие словесные игры. Например, есть такая прекрасная словесная игра, называется «Тик, так, бум». У этой игры есть игрушечная бомба, она пластиковая, но выглядит, как настоящая и у нее снизу есть кнопка, и когда эту кнопку нажимаешь, то бомба начинает тикать и тикает каждый раз разное время, потому что в ней датчик случайных чисел. Иногда 20 секунд тикает, иногда минуту, иногда даже две минуты. Пока бомба тикает, надо передавать друг другу эту бомбу, она как эстафетная палочка и придумывать слова, в которых есть нужный слог, или нужное сочетание букв. Например, написано «га» и вот мы передаем: нога, или, гарантия, и у кого в руках бомба, тот и придумывает и произносит, а потом отдает следующему. И, многим детям бывает очень сложно думать, когда в руках тикает, вот-вот взорвётся, это действительно очень раздражает. Я даже иногда специально проговариваю перед игрой, что эта бомба, она отвлекает, она мешает, но нам же в жизни часто что-то мешает думать, что-то отвлекает, а мы же можем всё равно сосредоточиться. И после такой вот моральной подготовки многим становится легче, вот она тикает-тикает, а слово, которое ты только что придумал и собирался произнести, произнес игрок прямо перед тобой и всё — в голове пустота, а бомба уже в руках. Очень тяжело бывает. В некотором смысле для взрослых, это такой способ почувствовать, как чувствует себя ученик, которого неожиданно вызвали посреди урока, позвали к доске, а он не знает, что отвечать.

С. Бакалеева

— Спасибо большое, Женя. Мы разговаривали с Женей Кац о том, что такое домашняя игротека. И вообще о том, какие игры выбрать. Оказывается игры, домашние настольные игры — это прекрасная возможность, во-первых, родителям провести время с детьми, подросткам лучше познакомиться друг с другом и найти общее время, общие интересы. Оказывается, настольные игры даже с успехом заменяют компьютерные. Всего хорошего вам, до свидания!

Подпишитесь на рассылку свежих выпусков.
Подписаться
Хотите поддержать создание новых выпусков проекта «Вера и Фома»?
Поддержать
×

Подпишитесь на нашу рассылку