Святая Екатерина Премудрая (7 декабря) Вопросы Веры и Фомы
Святой Александр Невский (6 декабря, 5 июня, 12 сентября) Вопросы Веры и Фомы
Письменные приемы сложения и вычитания многозначных чисел Вопросы Веры и Фомы
И. А. Бунин. «Листопад» Вопросы Веры и Фомы
Введение во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря) Вопросы Веры и Фомы
Падежные окончания имён существительных первого склонения Вопросы Веры и Фомы
Святитель Филарет, митрополит Московский (2 декабря) Вопросы Веры и Фомы
О старости Вопросы Веры и Фомы
Христианство и животные (30 ноября — Всемирный день домашних животных) Вопросы Веры и Фомы
Свойства арифметических действий с многозначными числами Вопросы Веры и Фомы
Аудиоверсия интервью доступна на сайте Радио ВЕРА.
Раннее развитие — что это такое? Об этом расскажет педагог детского центра развития «Подсолнух» в Печатниках Алёна Захарова.
С. Бакалеева:
— Здравствуйте. У нас в гостях педагог детского центра развития в Печатниках «Подсолнух» Алёна Захарова. Здравствуйте, Алёна!
А. Захарова:
— Здравствуйте, Софья!
С. Бакалеева:
— Такое распространенное словосочетание, как «раннее развитие», расскажите, пожалуйста, что это такое? Раннее — это насколько раннее, когда оно начинается?
А. Захарова:
— Ну, это философский вопрос на самом деле, что такое раннее. Раннее — это значит преждевременное…
С. Бакалеева:
— Есть такой подтекст.
А. Захарова:
— Я просто считаю, что раннее — это всё, что относится к раннему возрасту, и это всё, на самом деле, очень вовремя происходящее. То есть ребёночек в самом раннем возрасте активно развивает все свои способности, все свои сферы. Эмоционально он взаимодействует с мамой, прежде всего.
С. Бакалеева:
— Ранний возраст — это мы о каком говорим возрасте?
А. Захарова:
— Ну, есть младенческий ранний возраст и есть ранний возраст преддошкольный — с года до трёх лет. Поэтому, можно это всё объединить в одно понятие — ранний — это примерно до трёх лет, может быть до четырёх, иногда.
С. Бакалеева:
— С рождения?
А. Захарова:
— Да, с рождения, конечно. Всё, что касается центров раннего развития, обычно туда с полугода, примерно, приходят, с месяцев 8-9, кто-то в годик-полтора — это уже зависит от активности мамочки. Всё, что можно дать дома, сейчас очень большой выбор и пособий и информации, можно многим заниматься чисто дома. И при большом желании можно ещё обогатить этот свой опыт развития, занимаясь в детском центре, или в центре социализации ребенка, которых тоже достаточно много существует. Сейчас, слава Богу, есть практически в каждом районе, в каждом округе ЦИПР — центр игровой поддержки, где тоже, где-то с года, с полутора лет можно приходить и заниматься.
С. Бакалеева:
— А чем отличается центр раннего развития, скажем, от центра социализации?
А. Захарова:
— В центр социализации вы приходите как в лекотеку, там находитесь время, которое вам удобно и по своему усмотрению, либо сам ребёнок, либо вы вместе с ребёнком там проводите время. Иногда можно оставить ребенка одного и уйти на время. В центре раннего развития, чаще всего, организованы структурированные занятия, которые происходят по какому-то расписанию — определённое время, определённые группы, то есть это микроколлективы с руководителем…
С. Бакалеева:
— То есть мы предлагаем в центре…
А. Захарова:
— И процессом руководит какой-то педагог, который предлагает разные виды деятельности, в которых можно активно участвовать, или понаблюдать за ними.
С. Бакалеева:
— Но вот эта самая ранняя деятельность — это дань моде, это польза для развития самого ребенка, это умение…мы хотим научить маму общаться с малышом? Что это? Для чего это?
А. Захарова:
— Здесь много факторов, в том числе и всё, что Вы сказали. Это просто обогащение выбора. Вы можете в разных условиях заниматься одним и тем же, может быть с разным эффектом, может быть с одним и тем же. Это возможность дополнительной социальной активности, возможность поделиться с друг другом опытом — родители между собой общаются активно обычно в группах, возможность получить помощь от педагога, если родитель не уверен в своих собственных силах и возможность дать ребёнку какой-то относительный устойчивый постоянный коллектив для общения.
С. Бакалеева:
— То есть это на самом деле… центр раннего развития не ставит своей задачей, как можно быстрее научить ребёнка чему-то — чтению, рисованию?
А. Захарова:
— Конечно, я думаю, что эти мифы о том, что раннее развитие — это искусственный способ сделать гения, они остались в далёком прошлом. Сейчас ещё продолжаются дискуссии на эту тему, но обычно люди, которые работают в этой сфере, уже не пропагандируют эту идею, не муссируют.
С. Бакалеева:
— А Вы считаете, можно сделать, воспитать, вырастить гения? Как Вам кажется?
А. Захарова:
— Я считаю, что это ложная цель, потому что специалист подобен флюсу, а гений — это в какой-то мере может быть отклонение от нормы. Главное, воспитать гармоничного человека, который мог бы реализовать себя в тех сферах, которые ему интересны, прежде всего в сфере личного счастья.
С. Бакалеева:
— А как маме вовремя остановиться? Где найти эту золотую середину, не перегнуть палку, не перекормить навыками, умениями ребёнка, знаниями, информацией?
А. Захарова:
— Тут очень простой критерий, надо опираться на впечатление от того, нравится ли ребёнку. Ребёнок никогда не солжёт и не будет какие-то цели преследовать фанатично. Всё, что ему не нравится, он покажет, что ему это не нужно. Он впитает столько информации, сколько он в состоянии впитать. Он пойдет туда и будет заниматься тем, что ему в данный момент интересно. Мы всегда, когда предлагаем какую-то деятельность, повторяем, что не нужно настаивать, чтобы ребёнок делал всё, что делает вся группа. Если он увлекся каким-то процессом, он может продолжить им заниматься, если все уже занимаются чем-то другим. Ему лучше знать, что ему в данный момент необходимо. Либо, если вы хотите, чтобы он последовал за всеми, он должен сначала увидеть эту альтернативу конкретную, а потом сам решить, что ему это тоже нужно, чем мы ему будем говорить: «Нет, ты вот это положи, сейчас что-то ещё будет». Пусть он поиграет с тем, с чем хочет, а увидев что-то другое сам решит, что ему это тоже нужно. Главное, опять же, я, наверное, повторюсь: процесс важнее результата! Важно, чтобы ребенку было комфортно, интересно и чтобы он понимал, что его интересы учитываются.
С. Бакалеева:
— Но приходят мамы, наверное, чаще всего к вам?
А. Захарова:
— Чаще всего мамы, бывают няни, бывают бабушки и самые желанные и редкие гости — это папы.
С. Бакалеева:
— Они хороши?
А. Захарова:
— Бывают, папы хороши обычно, папы безупречны.
С. Бакалеева:
— Если уж папа зашёл — занятие удалось.
А. Захарова:
— Конечно, безусловно.
С. Бакалеева:
— А вам приходится их перевоспитывать? Ведь, наверняка есть… нас то как раз растили в обратном устремлении — не на процесс вовсе, а на результат настраивали. Приходится ли иногда как-то работать с мамой, с бабушкой?
А. Захарова:
— Мы такой цели не ставим. Я думаю, что лучший критерий, истина — это практика, мамы просто видят, что работает, а что не работает. Когда нужно какой-то дать комментарий, мы конечно даём.
С. Бакалеева:
— Давайте чуть конкретнее расскажем, что такое раннее развитие и что подразумевает, какие виды деятельности подразумевает этот термин?
А. Захарова:
— Это прежде всего развитие.. в сензитивный период нужно развивать определённые умения. Сначала у нас развиваются эмоции и моторика…
С. Бакалеева
— То есть, именно в тот момент когда мы можем получить наиболее яркие результаты, правильно, да, этим и следует заниматься?
А. Захарова:
— Да, сначала, ну, наверное, эмоциональная сфера — это то, что нужно развивать с начала и до конца. Это то, что нигде больше ребенок не получит, как в семье. То есть, это близкая связь, прежде всего с мамой, это эмоциональное общение, понимание друг друга…
С. Бакалеева:
— А что такое развивать эмоциональную сферу? Как это можно сделать?
А. Захарова:
— В конечном итоге малыш должен понимать свои чувства, чувства других людей, уметь соизмерять своё поведение с тем, что сейчас оптимально. Потому что эмоции захлёстывают, как детей, так и взрослых и, и тем, и другим, необходимо научиться с ними обращаться, а не их игнорировать. Это как бы… сложная достаточно сфера и в то же время, необходимая каждому.
С. Бакалеева:
— В игровой форме вы это преподносите?
А. Захарова:
— Да, мы можем моделировать эмоции, изображать их.
С. Бакалеева:
— Например, как?
А. Захарова:
— У нас есть песенки, которые посвящены эмоциям, либо мы можем просто с зеркальцем играть и показывая какую-то эмоцию, её называть. Главное, чтобы малыш понимал, что это игра и не слишком заразился ею. Это кратковременно может быть, да, если мы демонстрируем какие-то негативные эмоции, но в то же время, они тоже нам нужны для чего-то и полезны, поэтому не нужно их отвергать, а надо понимать, что они нам зачем-то нужны и в каких-то ситуациях совершенно полезны и необходимы. Просто, любые эмоции следует выражать конструктивно, если вы просто хотя бы их понимаете, вы знаете, что с ними делать, а когда они прорываются неуправляемо, то, конечно, тут уже никто не знает, что делать. Поэтому, к этому мы готовим малышей…
С. Бакалеева:
— Результаты видны в процессе занятия? Скажем, начало учебного года и конец?
А. Захарова:
— Конечно, безусловно, мы можем даже по лицам, не только детей, но и родителей понять, насколько давно они к нам ходят, сначала они могут… то есть адаптация у родителей не менее тяжело может происходить, как и у ребенка. Непонятно, что и зачем они пришли. Не всегда они понимают, а зачем вообще мы пришли. Такое впечатление, что человек пришёл, а сам сомневается и даже сильно сопротивляется тому, что происходит. А постепенно люди раскрываются и понимают, что малыш получает здесь много пользы и от этого родители получают удовольствие. Наверное, не хватает нам в повседневной жизни, просто и общения часто, групповой эффект может быть не только в какой-то конкретной пользе развивающей, а просто, как социальная такая отдушина, где можно пообщаться.
С. Бакалеева:
— То есть, один из факторов ещё этого самого раннего развития — это умение общаться с другими детьми?
А. Захарова:
— Основной фактор, я думаю, конечно, социализация, зачем ходят в детский центр, либо в другие детские учреждения.
С. Бакалеева:
— Особенно касается, наверное, тех семей, в которых мало пока детей — один, или двое?
А. Захарова:
— Да, у нас не так много пока, к сожалению многодетных, поэтому, есть дефицит общения и у детей. Потому что, даже, если вы ходите в детский сад, в большом коллективе вы тоже можете оказаться в изоляции, а здесь в детском центре обеспечивается все-таки и психологический комфорт — у тебя есть взрослый твой, который помогает тебе свои эмоции контролировать, и в то же время, есть другие дети с которыми можно взаимодействовать и учиться общаться.
С. Бакалеева:
— Это я поняла, а пресловутые методики по раннему обучению чтению, письму, счёту, они сейчас популярны?
А. Захарова:
— Конечно, универсальных методик нет, здесь тоже главным критерием, я считаю, интерес ребёнка. Если какая-то методика кажется вам не подходит, можно попробовать другую, или другого педагога. Иногда очень важно просто, чтобы совпадали биоритмы педагога и ребёнка. Может быть хороший педагог, но с данным конкретным ребёнком что-то не срастается. Можно дома всё это использовать. Сейчас продаются и кубики Зайцева и карточки Домана, пособия и их последователей.
С. Бакалеева:
— То есть, по-прежнему, методики Зайцева и Глена Домана, они по-прежнему…
А. Захарова:
— Да, и много их модификаций.
С. Бакалеева:
— Но всё-таки, Вы советуете обращать внимание на педагога, прежде всего, если мы идём заниматься куда-то?
А. Захарова:
— На то, как ребёнок реагирует, да. Тут очень много факторов, которые иногда трудно даже угадать, что сработало, что не сработало. Но ориентироваться надо всегда на ребёнка.
С. Бакалеева:
— Появились ли новые какие-то методики, ведь этим методикам лет, наверное, 20 уже.
А. Захарова:
— Да, не меньше. Они не то, чтобы новые, скорее просто модификации. Те же методики, к ним выпускаются просто дополнительные какие-то пособия. Потому что, что хорошо работает, обычно не требует изобретать новый велосипед. А методика Зайцева, на самом деле, самый простой способ выйти в чтение.
С. Бакалеева:
— Показал свою эффективность, да?
А. Захарова:
— Если нужна какая-то отдельная коррекционная работа — это обычно, либо со слухом связано, либо с логопедией, то можно работать в комплексе с логопедом, или дефектологом, они могут пользоваться методиками Зайцева, могут не пользоваться. Но обычно, если нет никаких нарушений, то эти методики очень легко подойдут.
С. Бакалеева:
— Вот, скажем, мама занимается, использует самые последние модификации и вдруг, не сразу, а вдруг, пропал интерес у ребенка, он отказывается, или капризничает…
А. Захарова:
— Ну поскольку обычно это происходит в то время, когда…
С. Бакалеева:
— Жалко же наработанного материала, не бросишь.
А. Захарова:
— Главной ведущей деятельностью ребенка является всё-таки игра, по большому счету честно скажем, что ребёнок не обязан все это вам делать, тогда, когда вы этого хотите. Поэтому, ничего страшного не случится, если вы отложите этот процесс на какое-то время. До того, как у ребенка внутренняя потребность возникнет. Я, например, тоже считаю, что я старшего сына научила читать до того, как он реально хотел этим пользоваться, ну… всё равно это ему, конечно, не повредило. Другое дело, если ребёнок уже готов этим активно пользоваться — он этим сразу начинает пользоваться. А другое дело, что все равно он долгие годы был, допустим, человеком, который читал быстрее всех в классе, ну не знаю, хорошо это, или плохо и кому это нужно, или не нужно, но так случилось.
С. Бакалеева:
— То есть делай, что должен и будь, что будет?
А. Захарова:
— Да, я думаю, что ребёнок уже сам решит, насколько ему нужно этим пользоваться. Если он почему-то отказывается, в любом случае, нужно оставить, либо поискать другой способ. Метод настырных приставаний, он как бы обычно не очень хорошо работает, поэтому, либо надо уменьшить дозу, либо саму подачу. Потому что главная деятельность — это игровая. Если вы берётесь за то, чтобы научить ребёнка до того, как он реально созревает обычно к учебной деятельности, значит, это должны быть только игровые формы, то, что может быть ему реально интересно и ему самому хотеться. Если ему не хочется, значит, ради Бога, бросайте это дело!
С. Бакалеева:
— Спасибо большое, Алена. У нас в гостях была Алена Захарова — педагог детского центра развития в Печатниках «Подсолнух», мы с ней говорили о раннем развитии. Давайте не будем бояться этого словосочетания «раннее развитие», главное, чтобы оно не было слишком настырным. Раннее, значит своевременное, утверждает Алёна. До свидания, всего хорошего!
107552, г. Москва, ул. Б. Черкизовская, 17, корп. 2
ПоддержатьСемейное познавательное издание «Вера и Фома» — свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84524 от 16.01.2023. Учредитель: АНО Информационный центр радиовещания, искусства и культуры «Вера, надежда, любовь». Главный редактор: Кузьменков И.А.
Семейное познавательное издание «Вера и Фома» — свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84524 от 16.01.2023. Учредитель: АНО Информационный центр радиовещания, искусства и культуры «Вера, надежда, любовь». Главный редактор: Кузьменков И.А.
107552, г. Москва, ул. Б. Черкизовская, 17, корп. 2
Поддержать