День народного единства (4 ноября) Вопросы Веры и Фомы
Димитриевская родительская суббота (суббота перед днём памяти вмч. Димитрия Солунского) Вопросы Веры и Фомы
Животноводство нашего края Вопросы Веры и Фомы
Единицы площади. Квадратный километр. Квадратный миллиметр Вопросы Веры и Фомы
Апостол Лука (31 октября) Вопросы Веры и Фомы
Слово и его лексическое значение. Заимствованные слова. Устаревшие слова Вопросы Веры и Фомы
Сотник Лонгин (29 октября) Вопросы Веры и Фомы
Августовская икона Божией Матери Вопросы Веры и Фомы
Иверская икона Божией Матери (26 октября, 25 февраля, вторник Светлой седмицы) Вопросы Веры и Фомы
Природные зоны России. Тайга, широколиственные леса, степь Вопросы Веры и Фомы
Аудиоверсия интервью доступна на сайте Радио ВЕРА.
В гостях у программы «Материнский капитал» Наталья Ключ, преподаватель курса по развитию творческого воображения с элементами ТРИЗ (теория решения изобретательских задач).
С. Бакалеева
— Здравствуйте, это программа «Материнский капитал» — программа о самом дорогом — о семье и детях. Все мы родители хотим наилучшим образом развить и образовать наших детей, мы нанимаем педагогов по языкам, причём, говорят, сейчас самый популярный китайский. Но, оказывается, есть ещё другое развитие — развитие творческого воображения. Вот об этом я и хочу поговорить со своей гостьей, Натальей Ключ — преподавателем курса по развитию творческого воображения с элементами ТРИЗ.
Н. Ключ
— Здравствуйте!
С. Бакалеева
— Здравствуйте, Наталья! Ну что, действительно, творческое воображение можно развить?
Н. Ключ
— Да, конечно. Мало того, его необходимо развивать, потому что наша жизнь сейчас стремительно меняется и каждый раз за поворотом нас ждёт что-то неизвестное для нас, что-то необычное. Так вот, справляться с этими новыми поворотами, с новой информацией, создавать её, придумывать её, да, свой путь как-то в зоне прокладывать, нам и помогает творческое воображение.
С. Бакалеева
— Мне всегда казалось, что это какая-то данность, как талант, которая человеку либо даётся, либо нет.
Н. Ключ
— Безусловно, можно и так сказать, но, в принципе, каждый человек в своей жизни планирует какие-то свои действия. Каждый человек, так, или иначе, пытается представить себе результаты своего действия, каждый человек создаёт в уме какие-то картины, собственно говоря, это и есть работа воображения, оно свободно льётся, оно создаёт интересные ассоциации, оно способно решать серьёзные задачи. А у кого-то чуть-чуть поменьше активности в этом смысле. Поэтому имеет смысл работать с воображением так, чтобы оно было богаче, так, чтобы оно было более управляемо и так, чтобы оно было у нас на службе, чтобы не мы нашему воображению служили, а оно работало на наши задачи, на наши цели.
С. Бакалеева
— То есть, как мышцы, его можно накачать?
Н. Ключ
— В общем, да.
С. Бакалеева
— Представляя Вас, я произнесла для самой себя загадочные слова — с элементами ТРИЗ. Вот ТРИЗ, что это такое?
Н. Ключ
— ТРИЗ — это теория решения изобретательских задач. Её создатель — наш соотечественник, изобретатель и писатель-фантаст Генрих Саулович Альтшуллер, для тех, кому интереснее поподробнее почитать о нём, можно посмотреть в интернете, есть сайт, посвящённый его жизни и его творчеству. Это был уникальный человек, так вот, в принципе человечество непрерывно совершенствует техническую среду своего обитания, да? Каждый раз люди стараются сделать так, чтобы вещи, которые нас окружают, работали надёжнее, работали быстрее, были бы дешевле, удобнее. Но, когда разработчики непосредственно пытаются улучшить какие-то технические свойства и параметры, они на каком-то этапе сталкиваются с противоречием, потому что сделали вещь удобнее, она стала дороже. Попытались сделать вещь надёжнее, она стала неудобна в обращении. Научили вещь делать много функций, теперь потребовалось людей специально обучать управлению этой вещью, потому что невозможно разобраться, что за кнопки, что она делает. Таким образом…
С. Бакалеева
— А наша задача — все это совместить?
Н. Ключ
— Совершенно верно, то есть, на каком-то этапе люди заходят в тупик, когда улучшая одно, неизбежно ухудшается другое. Вот именно с этой зоной, с зоной противоречия, работает теория решения изобретательских задач. Для того, чтобы это противоречие проскочить, нужно сделать изобретение. И создатели ТРИЗ — Генрих Саулович Альтшуллер выявили ряд техник и приёмов, которые помогают эти противоречия решать. Ну, а впоследствии выяснилось, что часть этих вещей, часть этих методик, на очень простом уровне, можно объяснить детям. Таким образом, наши детишки, попадая в такие противоречивые тупики, будут знать, что из них можно найти выход. И будут иметь способы решения этого противоречия.
С. Бакалеева
— А, в какие тупики, вот Вы имеете в виду, могут попасть наши дети? Это имеются в виду прямо задачи по математике в школе, или это круг этих задач и круг этих тупиков шире?
Н. Ключ
— Имеются в виду, конечно, ситуации, да, ситуации взаимодействия с предметами. Потому что, конечно, вообще-то, мир не противоречив сам по себе, он противоречив только, когда мы его обдумываем и мы с ним взаимодействуем. Вот, именно поэтому противоречие можно решить сначала с помощью приёмов у себя в голове, вот, а потом уже действовать в соответствии с найденными решениями, или создавать новые вещи, которые эти противоречия решат.
С. Бакалеева
— А как эти противоречия в голове у себя разрешить? Какие-то существуют упражнения для этого?
Н. Ключ
— Да, вот знаете, мы начинаем с малышами работать над этим с самых простых вещей. Что такое…мы оглядываемся вокруг и смотрим на предметы, которые созданы людьми. Вот, что такое окно, оказывается, окно — это тоже изобретение, его когда-то, кто-то изобрёл, потому что оно могло разрешить непримиримое противоречие — должна быть стена, для того, чтобы спрятаться за ней от непогодных условий, от диких зверей, от каких-то опасностей, например. Но в то же время, стены быть не должно, потому что человек должен входить и выходить. С одной стороны, стена должна быть толстая и непрозрачная, потому что такова его специфика, чем прочнее материал, а это обычно камень, дерево, другие какие-то непрозрачные обычно материалы, но, с другой стороны…
С. Бакалеева
— Должен попадать свет каким-то образом.
Н. Ключ
— Да, должен попадать свет, совершенно верно, должен попадать воздух. Вообще человеку не хочется терять полностью связь с природой, какие берёзы здесь красивые за окном, хочется их видеть. Таким образом, когда-то человечество придумало, как разрешить противоречие, стена должна быть и стены быть не должно. Сейчас нам кажется, что это такое…
С. Бакалеева
— Само собой разумеющееся.
Н. Ключ
— Само собой разумеющееся, но когда-то это был прорыв, а сейчас в принципе, люди научились решать очень сложные противоречия, которые, казалось бы, даже с законами природы спорят. То, что раньше было совершенно немыслимым. То есть, человек хочет находиться в космосе, в котором невозможно находиться. Как находиться там, при том, что наше тело совершенно для этого не приспособлено.
С. Бакалеева
— То есть, оставаясь в комфортных условиях мы можем видеть.
Н. Ключ
— Конечно, как находиться в земных условиях, в то же время, находясь в космических условиях — тоже непримиримое противоречие. Ну, и так далее. Начиная с каких-то простых вещей и ситуаций, мы можем подвести детей к тому, что, когда им встретится серьёзное сложное противоречие, связанное с техническими устройствами, связанное с работой с какими-то законами природы, да, когда-нибудь же человечество мечтает преодолеть скорость света, которая считается конечной. Как двигаться быстрее того, что быстрее всего — тоже противоречие. И мы начинаем с простых вещей, с того, что нас окружает, мы начинаем работать со сказками. А в сказках очень интересно описаны противоречивые ситуации, и герои умеют их разрешать, не только с помощью волшебства. Мы рассматриваем игры, игрушки, смотрим, какие в них противоречия скрыты и как их можно усовершенствовать, как их можно сделать интереснее.
С. Бакалеева
— То есть, для начала нужно узнать… увидеть это противоречие в том, что нас окружает?
Н. Ключ
— Да, очень правильно, Софья. Значит, сначала надо это противоречие увидеть, осознать и сформулировать, а затем, используя те техники и методики, которые у нас, попытаться его разрешить, попытаться заглянуть вперёд.
С. Бакалеева
— Самые маленькие ваши ученики, что могут сделать, какие противоречия они уже могут разрешить?
Н. Ключ
— С самыми простыми задачками работаем, начиная лет с пяти, когда дети накапливают уже какой-то небольшой жизненный опыт, и имеют возможность… Например, у нас было очень весёлое новогоднее занятие. Есть всем привычные вещи, украшения, которые используются на Новый год. У нас обязательно есть ёлка, у нас есть новогодние игрушки, у нас есть гирлянды и рассматривая эти игрушки, вот, скажем, ёлка, какая у нас ёлка? Как она выглядит? Какие у неё есть свойства? Мы начинаем выяснять, что в принципе ёлка, например, колючая, но удобно ли, что ёлка колючая, когда к нам придёт много гостей — других ребят, они уколются. Значит, ёлка должна быть колючая и неколючая, или ёлка занимает много места, но ведь, если ёлка занимает много места, то под неё очень неудобно складывать подарки. Подаркам некуда деваться. Значит, ёлка должна занимать много места, потому что она большая и красивая и она не должна занимать никакого места, чтобы туда как можно больше подарков можно было поместить. А дальше мы начинаем играть, как изменить эту ёлку, как мы можем её преобразовать, во что мы можем её превратить для того, чтобы вот эти задачки решить.
С. Бакалеева
— Во что превратилась ваша ёлка?
Н. Ключ
— Было очень весело, потому что, во-первых, наша ёлка могла ходить, для того, чтобы подвинуться и дать ребятам возможность танцевать, а потом встать назад и опять украшать ёлку.
С. Бакалеева
— Это те варианты, которые предлагали ваши маленькие изобретатели?
Н. Ключ
— Дети, совершенно верно. Ёлка может жить на потолке, при этом она может быть какого угодно размера, потому что до нас будет доходить только её тоненький кончик, а все остальное, весь остальной красивый массив будет высоко над головами. Наша ёлка училась разбегаться на маленькие кусочки и по разным сторонам, когда она была не нужна, а потом собираться.
С. Бакалеева
— Как пазл, да?
Н. Ключ
— Совершенно верно. Было даже замечательное предложение совершенно, один мальчик говорит: «Давайте мы сделаем ёлку из маленьких ёлок, а потом, когда все начнут уходить, то хозяин подарит всем гостям на память по кусочку этой ёлки и у каждого гостя, во-первых, будет подарок на память, а во-вторых, хозяину не надо будет потом мучиться эту ёлку разбирать».
С. Бакалеева
— Логично.
Н. Ключ
— А потом он подумал и сказал: «А если хозяин — президент, то он может ещё подписаться над каждым кусочком», — было замечательно. Очень люблю такие занятия, когда вот такие интересные вещи появляются у ребят.
С. Бакалеева
— А самым старшим вашим ученикам сколько лет?
Н. Ключ
— Приходилось работать с детьми самого разного возраста и с подростками, в том числе, но, в принципе, ТРИЗу покорны все возрасты и взрослым тоже очень интересно работать с теорией, потому что открываешь очень много нового в себе, и в окружающем мире. Начинаешь по-новому смотреть, получаешь, какие-то новые точки зрения.
С. Бакалеева
— Ну вот Вы правильно начали с того, что у нас очень насыщенное время, насыщенно… сжато время, оно очень наполнено информацией, и поэтому многие родители выбирая занятия для своих детей, пытаются выбрать наиболее практичные, что он из этого получит. Я вот говорила, что уже неоднократно слышала, самый популярный язык для изучения — китайский, потому что он считается самым перспективным. А здесь наши задачи кажутся вполне призрачными, будет он изобретателем мой ребёнок или не будет, может быть, это не так, может быть, вы развеете мое мнение? Может быть наши задачи вполне практичны, когда мы занимаемся развитием творческого воображения?
Н. Ключ
— Да, Вы знаете, мы сейчас живём в такое удивительное время, когда самые бесплотные, самые призрачные вещи дают такой же эффект, как и материальные. Потому что самый дорогой товар на рынке — это информация и идеи. Это то, что стоит дороже всего, это то, что рождает все остальное, да, то, подо что потом появляются мощности, то, подо что потом появляются какие-то вещи и процессы, то, куда потом приходят работать люди. поэтому, если вы умеете создавать новые идеи и новую информацию, то всё остальное вы тоже сможете.
С. Бакалеева
— А ТРИЗ — это и есть умение создавать… обрабатывать информацию и создавать идеи, правильно я понимаю?
Н. Ключ
— Совершенно верно. В принципе, мы говорим, что умение работать с идеями, умение разрешать противоречия, умение создавать новые сюжеты и идеи, нам пригодятся в целом ряде профессий. Да, это, конечно, все творческие профессии, где человек реально создаёт что-то новое, необычное, это техническое творчество, изобретательство. Всем технарям сейчас приходится очень быстро развивать технические системы, с которыми они работают. Посмотрите, сколько лет прошло с тех пор, как появились мобильные телефоны, как они выглядели тогда и как они будут выглядеть через пять лет. То есть, даже технари всё время вынуждены отрабатывать новые-новые способы, идеи, внедрять новые технологии, а их сначала надо создать, а их сначала надо придумать.
С. Бакалеева
— То есть, для этого безусловно нужно, конечно, прежде всего, воображение?
Н. Ключ
— Да, причём воображение, которое управляется нами самими.
С. Бакалеева
— Спасибо большое, Наталья! У нас в гостях была Наталья Ключ — преподаватель курса по развитию творческого воображения с элементами ТРИЗ. Всего хорошего, До свидания!
107552, г. Москва, ул. Б. Черкизовская, 17, корп. 2
ПоддержатьСемейное познавательное издание «Вера и Фома» — свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84524 от 16.01.2023. Учредитель: АНО Информационный центр радиовещания, искусства и культуры «Вера, надежда, любовь». Главный редактор: Кузьменков И.А.
Семейное познавательное издание «Вера и Фома» — свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84524 от 16.01.2023. Учредитель: АНО Информационный центр радиовещания, искусства и культуры «Вера, надежда, любовь». Главный редактор: Кузьменков И.А.
107552, г. Москва, ул. Б. Черкизовская, 17, корп. 2
Поддержать