День народного единства (4 ноября) Вопросы Веры и Фомы
Димитриевская родительская суббота (суббота перед днём памяти вмч. Димитрия Солунского) Вопросы Веры и Фомы
Животноводство нашего края Вопросы Веры и Фомы
Единицы площади. Квадратный километр. Квадратный миллиметр Вопросы Веры и Фомы
Апостол Лука (31 октября) Вопросы Веры и Фомы
Слово и его лексическое значение. Заимствованные слова. Устаревшие слова Вопросы Веры и Фомы
Сотник Лонгин (29 октября) Вопросы Веры и Фомы
Августовская икона Божией Матери Вопросы Веры и Фомы
Иверская икона Божией Матери (26 октября, 25 февраля, вторник Светлой седмицы) Вопросы Веры и Фомы
Природные зоны России. Тайга, широколиственные леса, степь Вопросы Веры и Фомы
Аудиоверсия интервью доступна на сайте Радио ВЕРА.
Как правильно воспитать девочку, какую модель поведения следует предлагать? Как оградить ребёнка от внешнего негативного воздействия и сохранить при этом те лучшие качества, которые были заложены в семье? Об этом и многом другом расскажет искусствовед, руководитель детской фольклорной студии, Анна Борисовна Теплова.
С. Бакалеева
— Здравствуйте, это программа о воспитании детей и я — её ведущая Софья Бакалеева. У меня в гостях очень интересный человек — искусствовед, фольклорист, руководитель детской фольклорной студии Анна Борисовна Теплова.
Анна Борисовна, когда-то, несколько лет назад, мы с вами вместе затевали детский журнал, который успешно просуществовал определённое время. Назывался он «Царевна», и затевался именно как журнал для девочек. Я очень хорошо помню, что когда мы обсуждали с Вами самое начало этого журнала, то пришли к тому, что нет такого журнала для девочек, какой мы не побоялись бы своим девочкам, своим дочкам подложить, подсунуть, дать почитать. Сегодня Ваше мнение изменилось? Сегодня как воспитать девочку? Есть ли такие журналы и такие образы, которые сегодня мама безбоязненно могла бы предложить своей девочке?
А. Б. Теплова
— Ну, если говорить о журналах…
С. Бакалеева
— Ну, и прежде всего тех образах, которые пропагандируются.
А. Б. Теплова
— Действительно хорошо, что мы вспомнили этот журнал, который мы назвали «Царевна». Он был таким, в определенной степени, педагогическим порывом меня как мамы.
Мы воспитывали девочку в семье, создавали какой-то для неё образ, что-то там пестовали в этом ребёнке. И вот этот ребёнок выходит в жёсткий наш мир, который называется школа. И в этой школе оказывается незначимым всё то, чему мы её воспитывали.
С. Бакалеева
— А когда Вы её воспитывали, Вам прежде всего что хотелось бы до неё донести и в неё вложить? Какой вы себе представляли свою девочку?
А. Б. Теплова
— Самой прекрасной, конечно, прежде всего. Ну, лично для меня почему-то очень много значит именно эстетическая сторона, то есть она должна быть красивой. Но красота, она всегда связана не столько с внешностью, сколько с внутренностью, то есть, с внутренним миром человека, его, скажем так, духовной составляющей. И поэтому ребёнка своего, мы, во-первых, воспитывали в любящей семье, это такое обязательное условие, но, к сожалению, не достаточное. Поэтому мы естественно открывали перед этим ребёнком мир всех тех ценностей, которые для нашей семьи значимы — это и религиозность, это и традиционная культура, это и вообще культура русская, красота, красота опять же мира, природы, картин наших отечественных, красота, не знаю, музыки и традиционной, и классической музыки. И вот этим всем мы пытались своего ребёнка наполнить. Так как мы понимаем, что детство — это такой период, когда ребёнок может все это хорошо впитать, то естественно он стал ходить во всевозможные школы, и его жизненное время сократилось до минимума. Вот Лена наша пошла, и в музыкальную школу, поскольку музыкальна, и в хорошую английскую спец. школу, которая слава Богу, просто рядом во дворе, и в Воскресную школу, куда же без неё, и в спортивную школу, поскольку современный городской ребёнок не может, не находит, нет у него времени и возможностей еще и красиво гармонично физически развиваться…
С. Бакалеева
— И тут гармоничная наполненность красотой и эстетической и физической оказалась невостребованной?
А. Б. Теплова
— Да, во-первых, появились подружки девочки, которые сказали: «Твои родители злодеи, у тебя нет времени», — но это они сказали ей чуть попозже, а в начале сказали просто: «Фу-у-у, у тебя нет Принцессы? Ты не читаешь журнал „Принцесса“? Покажи, какая у тебя Барби! А, у тебя нет Барби?!», — и мой ребёнок пришёл в слезах и сказал: «Да, я хочу журнал «Принцесса«», — и я его даже, как ты помнишь, купила, и даже мы все его посмотрели. Тогда я поняла, что ни «Принцесса», ни «Барби» — это не тот журнал, который я хотела бы, чтобы был у моего ребёнка. Тогда-то и возникла идея создать журнал «Царевна».
С. Бакалеева
— А почему?
А. Б. Теплова
— Потому что он пустой, потому что не может быть мир женщины ограничен только…
С. Бакалеева
— Косметикой.
А. Б. Теплова
— Косметикой, вещами, болтовнёй с подружками. Даже если мы тогда и делали что-то рукодельное — пёрышки, стразики, ещё какая-то ерунда, то это всё было, с моей точки зрения, пусто. И тогда встал вопрос о том, а что мы можем им предложить, этим девочкам, чтобы это было адекватно? Адекватно по качеству, но совершенно другим по содержанию.
С. Бакалеева
— И что могут предложить, современные мамы, которые вот так же не хотят, чтобы их девочка впитывала пустой женский образ, который иногда даже само понятие женственности в себе не содержит? А хотят по-настоящему воспитать будущую маму и женщину? Что могут предложить современные мамы?
А. Б. Теплова
— Бедные современные мамы! Честно признаться, им особенно и предложить нечего, кроме образа, опять же создаваемого в своей семье.
С. Бакалеева
— То есть собственного?
А. Б. Теплова
— Собственного, да. Опять же, если мы вернёмся к игрушкам: современные игрушки, игровой набор современный, он убрал как раз образ матери из игрового арсенала ребёнка. Современные пупсы даже просто пугающие, они скорее оттолкнут ребенка от того труда материнского, который будет впереди, который её ждёт. Ну, например, вот эта интерактивная игрушка Reborn, которая тебя заставляет там: я пить хочу, я есть хочу. Она писает, ей надо менять памперсы. Обычная игрушка, ну, скажем так, традиционная пеленашка: ты её запеленал, положил, она лежит и ждёт. Ты проявил к ней свою заботу, и твоя забота ограничилась, даже твой труд по заботе ограничивался просто уходом за ней, твоей любовью. А здесь игрушка требует к себе. И соответственно у человека возникает — труд, как обязанность, и игрушка, играя в ребёнка, вместе с ребёнком, в результате ломает самое важное. Мало того, ну, опять же, если мы возьмём ту же пеленашку, то есть, младенец, в котором ничего нет, кроме того, что образ свёрнутости, у него же вообще нет, ни ручек, ни ножек. Тогда как ты будешь с ним играть? Ты будешь его качать, ты будешь ему что-то петь. А к современной игрушке, которая тот же младенец современный, у него есть памперс, соска, сумка, бутылка. И в результате ты занимаешься не тем, что ты общаешься как бы с этим младенцем, ты не создаёшь вот именно этот образ материнской любви, а занимаешься только конкретной работой по пеленанию, пиханию, одеванию и так далее.
С. Бакалеева
— Ну, это наверное, не самый даже плохой вариант, потому что ты о ком-то заботишься. А, скажем, диснеевские мультфильмы, где в каждом фигурирует одна из диснеевских принцесс, в принципе не подразумевают заботы. Ни послушания матери, ни заботы о ком-то младшем.
А. Б. Теплова
— Ну, тут очень важные такие вопросы, связанные скорее с целеполаганием воспитания. Действительно сложно понять, чего мы хотим от ребёнка. Если ты ставишь своей задачей воспитать успешную женщину, именно успешную в карьере, то это одно. А если ты хочешь сделать её успешной в семье, то это будет совсем другая история. Вообще вопрос целеполагания, он очень существенный. Вот я, например, могу сказать, каковы были цели воспитания в традиционной крестьянской семье, так как занимаюсь традиционной культурой. Они определялись тремя составляющими — вырастить христианина, вырастить крестьянина, то есть труженика, и вырастить семьянина. Сегодня все эти цели практически порушены.
С. Бакалеева
— Совершенно верно. И скорее всего, если мы спросим современную маму, она, наверное, скажет, что хотела бы, чтобы её дочка была уверенной в себе, чтобы она знала себе цену, чтобы она умела себя подать, то есть цели получаются совсем другие.
А. Б. Теплова
— Совершенно верно. Даже, например, трудолюбие и карьера, как мы почувствуем разницу в этом? Труд, он всегда для кого-то, а карьера — это для меня. Я должен состояться в карьере. Даже такие, я извиняюсь, смешные современные вещи, как опять же спорт, которым мы раньше занимались в секции и, например, фитнес, ну чем разница? Кажется, ну никакой особой разницы — и там прыгаешь, и тут прыгаешь. На самом деле нет, здесь я занимаюсь тем, что формирую своё тело под какой-то определённый стандарт, а там я совершаю какие-то совершения для того, чтобы достигнуть определённого результата, не связанного лично со мной, правильно? Конкретно со мной. И в ситуации, в которой мы сейчас оказались, можно пойти на поводу у современной ситуации, выращивать вот эту активную, агрессивную, самодостаточную женщину. Но тогда мы никак не сможем изменить эту ситуацию, правильно?
С. Бакалеева
— А если мы всё-таки стараемся девочке привить скромность, умение заботиться и вдруг она по сравнению с подружками оказывается в проигрышном положении, как Ваша Лена, не будет ли чувствовать себя она белой вороной?
А. Б. Теплова
— Будет, будет чувствовать себя белой вороной. Но скромный — это не значит робкий, правильно? Человек, который может за себя постоять, как мы говорили только что, о какой современной женщине? Она целеустремлённая, да, или какая она ещё, активная?
С. Бакалеева
— Да, уверенная в себе.
А. Б. Теплова
— Уверенная в себе, да. Уверенная в себе для себя — это одно дело, а уверенная в себе для другого — это совсем другая позиция. И наши с вами белые вороны, они такие же сильные на самом деле. В конечном итоге, когда происходит момент выбора в семье, например, выбора пары, то современные мальчики ищут не эту стервозную, скажем так, некрасивое слово, но я других слов просто не подберу, с таким бритвенным взглядом, девушку, а они ищут себе мягкого человека, с которым они будут вместе идти по этой жизни. Не прилепиться просто, чтобы она зарабатывала деньги, а я тут просто лежал на диване. Нет, этого никто тоже не хочет. Я работаю с детьми в своей студии много лет, 15 или больше, и до сих пор общаюсь с детьми из первого выпуска. Все они уже со своими детьми. Так меня очень удивляет то, что мальчики, которые ищут мягкую, нежную, любящую, способную к самопожертвованиям девочку, и девочки, которые ищут мужественного, прекрасного, который будет в ней ценить то-то, то-то и то-то мальчика, не находят друг друга! Огромное количество прекрасных девочек, которые ищут хороших мальчиков, и такое же количество хороших мальчиков, которые ищут хороших девочек, и они не встречаются. Но это не значит, что воспитания было неправильным. Нет, я считаю, что цель воспитания мы должны сохранять, мы не должны растить из нее успешную потопительницу окружающих. Мы должны растить настоящую, хорошую, мягкую, добрую девочку, и пусть она будет белой вороной.
С. Бакалеева
— Спасибо, Анна Борисовна. Это была программа о воспитании детей, и я её ведущая Софья Бакалеева.
107552, г. Москва, ул. Б. Черкизовская, 17, корп. 2
ПоддержатьСемейное познавательное издание «Вера и Фома» — свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84524 от 16.01.2023. Учредитель: АНО Информационный центр радиовещания, искусства и культуры «Вера, надежда, любовь». Главный редактор: Кузьменков И.А.
Семейное познавательное издание «Вера и Фома» — свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84524 от 16.01.2023. Учредитель: АНО Информационный центр радиовещания, искусства и культуры «Вера, надежда, любовь». Главный редактор: Кузьменков И.А.
107552, г. Москва, ул. Б. Черкизовская, 17, корп. 2
Поддержать